Сферум для учителей
14.02.2024

Нейросети, мягкие навыки и индивидуальный подход: какие тренды повлияют на работу учителей в 2024 году

14.02.2024
Нейросети, мягкие навыки и индивидуальный подход: какие тренды повлияют на работу учителей в 2024 году
Как учителю составить домашнее задание, чтобы школьники сделали его самостоятельно, а не с помощью нейросетей? Почему на уроках важно не только объяснить теорию, но и развивать мягкие навыки учеников? Какие возможности для школьников и учителей открывает дистанционный формат обучения? На эти вопросы ответила Диана Королева, научный руководитель лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Вместе с экспертом разобрались, какие основные тренды образования отразятся на вашей работе в этом году.
Как учителю составить домашнее задание, чтобы школьники сделали его самостоятельно, а не с помощью нейросетей? Почему на уроках важно не только объяснить теорию, но и развивать мягкие навыки учеников? Какие возможности для школьников и учителей открывает дистанционный формат обучения? На эти вопросы ответила Диана Королева, научный руководитель лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ. Вместе с экспертом разобрались, какие основные тренды образования отразятся на вашей работе в этом году.
Искусственный интеллект
Когда мы говорим об ИИ в образовании, в первую очередь имеем в виду нейросети. Сейчас эта технология захватывает всё больше сфер на рынке, постепенно проникает в образование и заметно меняет наше представление об учёбе. Поэтому перед школами встаёт задача: обучить детей использовать нейросети и создавать с их помощью востребованные проекты.

Учителя-инноваторы начинают использовать нейросети для подготовки учебных материалов. Обычно применяют:

— ChatGPT — для создания текстов, заданий, викторин;
— Midjourney и DALL-E — для генерации изображений.

Нейросети позволяют сделать обучение мультимодальным: обычно в образовательном процессе информацию представляют в текстовом формате. Мультимодальная педагогика подразумевает использование различных форматов, таких как изображения, звуки и жесты.

Вместе с этим школьники зачастую уже знают, как использовать нейросети. Ребята задают вопросы Bing, генерируют изображения в Kandinsky, обрабатывают фото в Lensa Ai. Ученики нередко выбирают новые технологии, чтобы поручить им выполнение домашних заданий, получить готовое решение примера или моментально написать текст. Учителям трудно вычислить, в каких случаях результаты оказались списаны.

Нейросети ставят перед образованием серьёзный вопрос: как сделать образование актуальным сегодняшним запросам и технологиям?

Однако в образовании эта проблема решается уже давно: с тех пор, как стали популярны интернет-поисковики. Важно формулировать вопросы в заданиях так, чтобы ответы не были односложными, заставляли задуматься и поразмышлять, а не механически выдать заученную информацию. Сочинения можно писать на уроках или заменить их более интерактивными форматами проверки знаний — например, интервью.
Искусственный интеллект
Когда мы говорим об ИИ в образовании, в первую очередь имеем в виду нейросети. Сейчас эта технология захватывает всё больше сфер на рынке, постепенно проникает в образование и заметно меняет наше представление об учёбе. Поэтому перед школами встаёт задача: обучить детей использовать нейросети и создавать с их помощью востребованные проекты.

Учителя-инноваторы начинают использовать нейросети для подготовки учебных материалов. Обычно применяют:

— ChatGPT — для создания текстов, заданий, викторин;
— Midjourney и DALL-E — для генерации изображений.

Нейросети позволяют сделать обучение мультимодальным: обычно в образовательном процессе информацию представляют в текстовом формате. Мультимодальная педагогика подразумевает использование различных форматов, таких как изображения, звуки и жесты.

Вместе с этим школьники зачастую уже знают, как использовать нейросети. Ребята задают вопросы Bing, генерируют изображения в Kandinsky, обрабатывают фото в Lensa Ai. Ученики нередко выбирают новые технологии, чтобы поручить им выполнение домашних заданий, получить готовое решение примера или моментально написать текст. Учителям трудно вычислить, в каких случаях результаты оказались списаны.

Нейросети ставят перед образованием серьёзный вопрос: как сделать образование актуальным сегодняшним запросам и технологиям?

Однако в образовании эта проблема решается уже давно: с тех пор, как стали популярны интернет-поисковики. Важно формулировать вопросы в заданиях так, чтобы ответы не были односложными, заставляли задуматься и поразмышлять, а не механически выдать заученную информацию. Сочинения можно писать на уроках или заменить их более интерактивными форматами проверки знаний — например, интервью.
Попробуйте оригинальный формат домашнего задания, который нельзя сделать с помощью нейросетей: пусть ученики расскажут тему урока в видеокружке в чате Сферума. Подробнее об этой механике читайте в Библиотеке практик
Попробуйте оригинальный формат домашнего задания, который нельзя сделать с помощью нейросетей: пусть ученики расскажут тему урока в видеокружке в чате Сферума. Подробнее об этой механике читайте в Библиотеке практик
Но искусственный интеллект — это не только нейросети, но и, к примеру, технологии умного дома. Школы будущего — те, в которых практикуют управление освещением: в помещении свет меняется в течение дня и с учётом погоды. Ещё И И может оценивать эмоциональное состояние учеников в начале урока — и на основе этого предлагать учителю подходящие для ребят задания: полегче или посложнее. Также цифровые технологии можно применять на уроках физкультуры: проверять состояние здоровья детей (частоту пульса, давление, уровень кислорода) и давать физическую нагрузку с учётом их особенностей.

Школа будущего — это школа, в которой широко применяется искусственный интеллект. Пока такие идеи находятся только на стадии разработки, но это то, к чему стремится современное образование.
Но искусственный интеллект — это не только нейросети, но и, к примеру, технологии умного дома. Школы будущего — те, в которых практикуют управление освещением: в помещении свет меняется в течение дня и с учётом погоды. Ещё И И может оценивать эмоциональное состояние учеников в начале урока — и на основе этого предлагать учителю подходящие для ребят задания: полегче или посложнее. Также цифровые технологии можно применять на уроках физкультуры: проверять состояние здоровья детей (частоту пульса, давление, уровень кислорода) и давать физическую нагрузку с учётом их особенностей.

Школа будущего — это школа, в которой широко применяется искусственный интеллект. Пока такие идеи находятся только на стадии разработки, но это то, к чему стремится современное образование.
Дистанционное обучение

Онлайн-обучение с каждым годом становится популярнее. Во время пандемии интерес к нему был на пике, но тогда решение перейти на дистанционную работу было вынужденной мерой. Сейчас же школы включают в программу онлайн-уроки по своей инициативе. Учителя и родители поняли, что дистанционное образование может быть удобным и эффективным, и поэтому отношение к нему стало более лояльным.

В школах есть разные стратегии использования онлайн-образования. Например, с его помощью восполняют пробелы в обучении и «дефицитные» дисциплины — это особенно характерно для сельских или удалённых от центра школ. Также к онлайн-занятиям в школах прибегают, когда обучают детей с ограниченными возможностями или проводят дополнительные занятия для ребят, которые готовятся к олимпиадам или выпускным экзаменам.

Учебная среда у школьников и учителей меняется благодаря распространению онлайн-образования: у тех и других появляется больше возможностей, а обучение становится более доступным. При этом школьная среда мало изменяется: дистанционные уроки скорее дополняют её.
Дистанционное обучение
Онлайн-обучение с каждым годом становится популярнее. Во время пандемии интерес к нему был на пике, но тогда решение перейти на дистанционную работу было вынужденной мерой. Сейчас же школы включают в программу онлайн-уроки по своей инициативе. Учителя и родители поняли, что дистанционное образование может быть удобным и эффективным, и поэтому отношение к нему стало более лояльным.

В школах есть разные стратегии использования онлайн-образования. Например, с его помощью восполняют пробелы в обучении и «дефицитные» дисциплины — это особенно характерно для сельских или удалённых от центра школ. Также к онлайн-занятиям в школах прибегают, когда обучают детей с ограниченными возможностями или проводят дополнительные занятия для ребят, которые готовятся к олимпиадам или выпускным экзаменам.

Учебная среда у школьников и учителей меняется благодаря распространению онлайн-образования: у тех и других появляется больше возможностей, а обучение становится более доступным. При этом школьная среда мало изменяется: дистанционные уроки скорее дополняют её.
Используйте онлайн-инструменты, чтобы организовать очные активности в классе. Например, интерактивный квест. Читайте подробнее в Библиотеке практик
Используйте онлайн-инструменты, чтобы организовать очные активности в классе. Например, интерактивный квест. Читайте подробнее в Библиотеке практик
Персонализированное обучение

Оно набирает популярность в школах ещё с 2010-х годов. Такой тип обучения подразумевает индивидуальный план занятий, который учащийся составляет вместе с учителем-ментором. В отличие от классических занятий, в этом подходе учителя и ученики вместе прописывают индивидуальные цели обучения. Учащийся может управлять обучением, следовать учебной траектории и оценивать свой прогресс. Такой подход учитывает интересы и опыт ученика, а также его предпочтения по темпу и способам освоения знаний. Ученик находится в центре этой системы обучения и всегда проявляет инициативу.

Для персонализированного обучения применяются платформы адаптивного образования — это онлайн-платформы, где обучение строится на подборе заданий, отвечающих индивидуальным потребностям и способностям обучающихся. Например, можно использовать Сферум: загрузить индивидуализированные тесты для каждого ученика и с помощью мини-аппа «Сбор файлов» получить от учащихся ответы.

Цифровые технологии делают персонализированное обучение доступнее и популярнее, но на развитие тренда нужно время. Однако именно этот подход позволяет раскрыть способности и потенциал всех детей, ориентируясь на их особенности, поддерживать их психологическое благополучие, эффективно доносить новый материал.
Персонализированное обучение
Оно набирает популярность в школах ещё с 2010-х годов. Такой тип обучения подразумевает индивидуальный план занятий, который учащийся составляет вместе с учителем-ментором. В отличие от классических занятий, в этом подходе учителя и ученики вместе прописывают индивидуальные цели обучения. Учащийся может управлять обучением, следовать учебной траектории и оценивать свой прогресс. Такой подход учитывает интересы и опыт ученика, а также его предпочтения по темпу и способам освоения знаний. Ученик находится в центре этой системы обучения и всегда проявляет инициативу.

Для персонализированного обучения применяются платформы адаптивного образования — это онлайн-платформы, где обучение строится на подборе заданий, отвечающих индивидуальным потребностям и способностям обучающихся. Например, можно использовать Сферум: загрузить индивидуализированные тесты для каждого ученика и с помощью мини-аппа «Сбор файлов» получить от учащихся ответы.

Цифровые технологии делают персонализированное обучение доступнее и популярнее, но на развитие тренда нужно время. Однако именно этот подход позволяет раскрыть способности и потенциал всех детей, ориентируясь на их особенности, поддерживать их психологическое благополучие, эффективно доносить новый материал.
Предпринимательское образование
Это одна из форм проектного обучения. Школьник должен научиться мыслить по такой схеме: есть проблема, её можно решить разными способами, в результате чего появится уникальный продукт. Школы всё чаще практикуют такой подход: уходят от подготовки классических рефератов, прибегают к разработке идеи стартапа, который решил бы актуальную проблему.

Важно понимать: предпринимательское образование — это не только решение бизнес-кейсов. Его можно применять в любых дисциплинах: например, в биологии. Для этого учитель подбирает задание таким образом, чтобы в нём было заложено решение проблемы.

Технологии делают предпринимательское образование ещё доступнее: например, с помощью нейросетей ученик может протестировать свою гипотезу, выбрать целевую аудиторию своего продукта, создать прототип. Ещё есть краудсорсинговые и краудфандинговые площадки, где школьники могут размещать свои инициативы. С каждым годом проводится всё больше предпринимательских конкурсов и олимпиад для детей.
Предпринимательское образование
Это одна из форм проектного обучения. Школьник должен научиться мыслить по такой схеме: есть проблема, её можно решить разными способами, в результате чего появится уникальный продукт. Школы всё чаще практикуют такой подход: уходят от подготовки классических рефератов, прибегают к разработке идеи стартапа, который решил бы актуальную проблему.

Важно понимать: предпринимательское образование — это не только решение бизнес-кейсов. Его можно применять в любых дисциплинах: например, в биологии. Для этого учитель подбирает задание таким образом, чтобы в нём было заложено решение проблемы.

Технологии делают предпринимательское образование ещё доступнее: например, с помощью нейросетей ученик может протестировать свою гипотезу, выбрать целевую аудиторию своего продукта, создать прототип. Ещё есть краудсорсинговые и краудфандинговые площадки, где школьники могут размещать свои инициативы. С каждым годом проводится всё больше предпринимательских конкурсов и олимпиад для детей.
С помощью чатов в Сферуме удобно организовывать проектную деятельность. Читайте об этом подробнее в Библиотеке практик
С помощью чатов в Сферуме удобно организовывать проектную деятельность. Читайте об этом подробнее в Библиотеке практик
Предпринимательство — это навык будущего, и он мало связан с умением продавать. Это скорее комбинация мягких навыков: умение общаться, мыслить проектно, ставить цели и работать на результат. Эти навыки очень востребованы на рынке труда, а он, в свою очередь, ставит перед школами задачу: чему сейчас нужно обучить детей, чтобы они стали успешными в будущем?
Предпринимательство — это навык будущего, и он мало связан с умением продавать. Это скорее комбинация мягких навыков: умение общаться, мыслить проектно, ставить цели и работать на результат. Эти навыки очень востребованы на рынке труда, а он, в свою очередь, ставит перед школами задачу: чему сейчас нужно обучить детей, чтобы они стали успешными в будущем?
Развитие мягких навыков
Мягкие навыки — их также называют гибкими — не связаны с конкретной профессией. Это, например, эмоциональный интеллект, креативность, стрессоустойчивость, умение слушать и обрабатывать информацию, работать в команде и планировать время.

Сейчас в образовательной сфере всё чаще говорят о том, что на уроках нужно не только давать готовые знания, но и развивать у детей мягкие навыки. Школы запускают проекты, которые помогают в этом: например, проводят работу в парах и командах, предлагают решать кейсы.
Мягкие навыки — их также называют гибкими — не связаны с конкретной профессией. Это, например, эмоциональный интеллект, креативность, стрессоустойчивость, умение слушать и обрабатывать информацию, работать в команде и планировать время.

Сейчас в образовательной сфере всё чаще говорят о том, что на уроках нужно не только давать готовые знания, но и развивать у детей мягкие навыки. Школы запускают проекты, которые помогают в этом: например, проводят работу в парах и командах, предлагают решать кейсы.
Чтобы развить креативное мышление у учеников, предложите им отгадать загадки по пройденной теме. Узнайте об этой методике в Библиотеке практик
Чтобы развить креативное мышление у учеников, предложите им отгадать загадки по пройденной теме. Узнайте об этой методике в Библиотеке практик
Гибкие навыки постоянно становятся предметом дискуссий на методическом уровне, их важность для образования описана в государственных стандартах. Педагогов обучают на курсах повышения квалификации развивать в детях такие навыки. От них зависит успешность школьника в современном мире: учителя признают, что умение договориться, собрать команду, увидеть горизонты планирования так же важно, как и получить теоретические знания.
Гибкие навыки постоянно становятся предметом дискуссий на методическом уровне, их важность для образования описана в государственных стандартах. Педагогов обучают на курсах повышения квалификации развивать в детях такие навыки. От них зависит успешность школьника в современном мире: учителя признают, что умение договориться, собрать команду, увидеть горизонты планирования так же важно, как и получить теоретические знания.
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: