Сферум для учителей
15.01.2024

Модульное обучение: как мотивировать детей учиться, ставить цели и работать на результат

В модульной системе нет отметок и уроков, но есть учебные блоки — модули, а также контрольные мероприятия. Есть и недостатки: ребятам может не хватать мотивации закончить модуль и учиться без отметок, а у педагогов уходит много времени, чтобы спланировать уроки.

Поговорили с Татьяной Русских, учителем информатики гимназии № 210 «Корифей» в Екатеринбурге, которая специализируется на модульном обучении, и выяснили особенности этого метода.

Что такое модульное обучение и как оно устроено

— В модульном обучении материал разбивается не на уроки, а на модули — небольшие темы на 3−12 часов. Для них учитель определяет цель, которую должны достичь ученики. Содержание тем можно менять, учитывая образовательные результаты, индивидуальные потребности учеников и уровень класса.

Школьники развивают учебную самостоятельность. Учитель выступает скорее как консультант и координатор, который мотивирует учеников и повышает их познавательный интерес. Педагогу в таком случае важно выстроить обучение так, чтобы ученик смог сам разобраться в теме, и давать стимул изучать её дальше. В конце модуля ребята должны представить результаты своей учёбы — в виде теста, защиты проекта или контрольной работы.

Если ученик не усвоил нужный объём знаний, учитель повторяет этап до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Планируя модуль, учитель определяет, какими должны быть результаты учеников по ФГОС-2 и ФОП, а также задания и теоретический материал. Домашнего задания нет, вся работа происходит на уроках. Если нужно, ученик сам берёт в работу то, что не успел сделать в школе по плану. Можно включать в обучение лекции, экзамены, лабораторные работы, мозговые штурмы, дискуссии, чтения.

В модуле не меньше трёх уроков. Есть несколько типов:

  • Мотивационный урок: здесь определяются цели, базовая идея, главный вопрос обучения, мотивационное задание, дедлайны. Ученики узнают, каких результатов нужно достичь в конце модуля. Для этого учитель может дать задание «Сопоставь цель и итог». В таком задании ученик отвечает: «Достигнув элемента цели х, я научусь у».

  • Продвижение по модулю: ученики изучают материалы, достигают образовательных результатов на занятиях — в общем они занимают от 3 до 12 часов. Можно применить здесь обучающую механику — ротация станций. Класс делится на несколько групп. Одна занимается с учителем: тот объясняет материал или закрепляет результаты урока, другие работают индивидуально или внутри своей группы. В конце каждого урока ученики подводят итоги работы: чему я научился, какие вопросы остались, с чем ухожу до следующего урока, что бы хотелось изменить.

  • Подведение итогов: ребята пишут контрольные работы, вместе с педагогами подводят итоги модуля. Такой урок можно проводить в групповой форме. Его цель — понять, чему научились школьники за модуль и где можно использовать знания, что помогало в учёбе и что изучать дальше.

В начале урока учитель проводит небольшие проверочные работы, чтобы понять, на каком этапе модуля находятся ученики, что нужно доработать и куда двигаться дальше. Можно использовать несколько видов контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Модульная система не широко распространена в нашей стране. Её начали применять только в 2010-х годах — в основном частные школы и те, которые занимаются персонализированным образованием.
Фото из личного архива Татьяны Русских

Как модульная система помогает учиться и в чём её недостатки

— Я долго шла к тому, чтобы применять модульную систему на своих уроках. Сначала столкнулась с проблемой — не все мои ученики усваивали материал, многие сильно отставали. Они получали информацию на уроках, а дома забывали её. Чтобы решить эту проблему, я стала искать новые подходы, технологии: записывала для ребят обучающие видео, проводила экспериментальные уроки, добавляла практические задания.

Положительные результаты были, но мне их не хватало. У детей не было цели обучения, они плохо понимали, зачем ходят в школу. В то время у нас в Свердловской области начали обучать персонализированному образованию — оно основано на модульном обучении. Я решила обучиться этой системе. Узнала, как думать модулями, перестроиться с урока на большую тему, прописывать к каждой теме цели и результаты.
Тогда я поняла, что если обозначу чёткие шаги в обучении, каждый ребёнок сможет достичь запланированных результатов. Кому-то понадобится больше шагов, кому-то — меньше, но результат будет у всех.
Встроить модульное обучение в наши уроки с ребятами было сложно. Нам понадобилось полгода, чтобы просто понять принцип работы модулей. Мы выстраивали систему постепенно: сначала планировали результаты, решали систему заданий. Потом стали отменять оценки на уроках — они выставлялись только в конце модуля.

Дети сопротивлялись нововведению, хотели получать отметки каждый урок, не могли работать в команде. Мне самой было сложно сформулировать образовательные результаты так, чтобы ученики меня поняли. Приспособление к модульному обучению занимает много времени и требует от учителя большого труда.

Ребятам пришлось учиться сотрудничать с одноклассниками, подходить к учёбе осознанно. На это ушёл целый год. В итоге «двоечники» и «троечники» стали работать на уроках — они уже не могли отсидеться на задней парте. Результаты всех учеников стали намного лучше, при том, что они перестали зацикливаться на отметках, а сосредоточились на знаниях.
Фото из личного архива Татьяны Русских
Методика Эльконина — Давыдова
Как научить детей думать самостоятельно и быть ответственными

Как спланировать модуль, подготовить материалы и провести уроки

— Я преподаю информатику. У нас с ребятами была тема — «Устройство компьютера». На неё я выделила восемь часов.

Вначале я определила базовую идею модуля: «Компьютер — это универсальное устройство, которое помогает человеку решать большое количество задач». Затем сформулировала проблемный вопрос: «Что нужно знать и уметь, чтобы собрать компьютер?» Далее я написала список навыков, которые к концу модуля приобретут ученики, и описала их так:

  1. «Я смогу подобрать конфигурацию компьютера под определённые задачи».
  2. «Я смогу назвать основные компоненты компьютера».
  3. «Я смогу определить программное обеспечение компьютера, в том числе прикладное и системное».
  4. «Я смогу применять определения и понятия компьютерных сетей».
Эти образовательные результаты я распределила по количеству уроков, их оказалось восемь. Перед началом модуля я подбирала конкретные задания, чтобы ребята смогли достичь максимальных результатов. Например, моя цель — научить школьника называть основные компоненты компьютера. Я сформировала теоретическую базу по теме и составила упражнения на отработку материала.

В ходе модуля ученики в группах работали над своими проектами — разрабатывали модели компьютеров. Изучив новый материал по теме, ребята дополняли их. Итоговая работа модуля — презентация и защита проекта.

На этапе изучения нового материала можно организовать работу в классе так, что каждый ученик станет экспертом по определённому устройству. Он глубоко изучит свою тему и передаст знания всему классу.
Фото из личного архива Татьяны Русских

Какие элементы модульного обучения можно использовать на уроках в школе

— Учитель может сформулировать конкретные и достижимые результаты обучения, определить их на несколько уроков вперёд. Можно попробовать себя в роли наставника: решить, как мотивировать учеников изучать предмет, учесть их индивидуальные потребности, предпочтения, интересы, темп освоения материала. Сделайте процесс обучения целенаправленным — учащийся будет понимать, к какому результату стремиться, и сможет отслеживать и оценивать собственный прогресс, осознанно относиться к учёбе.
Развивайте в детях навыки командной работы, давайте задания, которые предусматривают сотрудничество с одноклассниками.
Ещё на классических уроках можно уменьшать количество отметок. Так вы сможете настроить ребят работать на результат, а не на оценку, стремиться к знаниям и изучать новое, а ещё делать самопроверку.

Чтобы узнать, как работать в модульной системе, можно пройти обучение в вузах: НИУ ВШЭ, МПГУ, РГПУ им. Герцена. Ещё есть курсы по модульному обучению от консорциума «Развитие личностного потенциала», колледжа IThub. Также могу порекомендовать полезную литературу:
  • Бородина Н. В., Горонович М. В., Самойлова Е. С. «Проектирование и организация модульной технологии обучения»;
  • Проворова О. Г. «Принципы модульного обучения»;
  • Юцявичене П. А. «Методы модульного обучения»;
  • Юцявичене П. Ю. «Теория и практика модульного обучения».
Читайте также:
Полезный материал?