Сферум для учителей
11.05.2022

Осознанная профориентация подростков: как помочь ребёнку найти себя

Исследование ТАСС и сервиса «Профилум» показало, что 90% одиннадцатиклассников выбирают будущую профессию с учётом своих интересов, 34% — ориентируются на мнение родителей, а 26% школьников для выбора карьеры используют информацию из интернета. При этом все они хотят раскрыть свои таланты и глобально — внести вклад в развитие мира.

Как помочь детям найти себя с помощью образования, определить потенциал и мягко пройти путь к выбору профессии, рассказывают эксперты международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow и онлайн-сервиса профориентации подростков «Профилум»
11.05.2022
Осознанная профориентация подростков: как помочь ребёнку найти себя
Исследование ТАСС и сервиса «Профилум» показало, что 90% одиннадцатиклассников выбирают будущую профессию с учётом своих интересов, 34% — ориентируются на мнение родителей, а 26% школьников для выбора карьеры используют информацию из интернета. При этом все они хотят раскрыть свои таланты и глобально — внести вклад в развитие мира.

Как помочь детям найти себя с помощью образования, определить потенциал и мягко пройти путь к выбору профессии, рассказывают эксперты международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow и онлайн-сервиса профориентации подростков «Профилум»
Как заинтересовать школьников учёбой
Сегодня дети растут в окружении персональных рекомендаций: например, им не нужно искать фильм или книгу на вечер — умные алгоритмы сами составят такие подборки с учётом возраста и интересов подростка.

Поэтому и традиционная система образования нуждается в трансформации и переориентации на индивидуальный подход. Школьники хотят учиться тому, что им интересно. В этом может помочь синергия программного обеспечения и менторства.
Как заинтересовать школьников учёбой
Сегодня дети растут в окружении персональных рекомендаций: например, им не нужно искать фильм или книгу на вечер — умные алгоритмы сами составят такие подборки с учётом возраста и интересов подростка.

Поэтому и традиционная система образования нуждается в трансформации и переориентации на индивидуальный подход. Школьники хотят учиться тому, что им интересно. В этом может помочь синергия программного обеспечения и менторства.
В нидерландской Steve Jobs School план обучения пересобирают каждые шесть недель. Американские Summit Public Schools закрепляют за каждым школьником ментора. В московском TUMO обучение структурируется облачным порталом, в котором каждый студент настраивает свой образовательный путь. Он указывает свои предпочтения и получает то, что нужно именно ему.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
В нидерландской Steve Jobs School план обучения пересобирают каждые шесть недель. Американские Summit Public Schools закрепляют за каждым школьником ментора. В московском TUMO обучение структурируется облачным порталом, в котором каждый студент настраивает свой образовательный путь. Он указывает свои предпочтения и получает то, что нужно именно ему.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
Менторами в TUMO выступают коучи и тьюторы — у каждого из них есть психологическое или педагогическое образование. Они помогают детям осознать свои образовательные цели и ответить на два важных вопроса: «Чего я хочу?» и «Как мне этого добиться?».
Менторами в TUMO выступают коучи и тьюторы — у каждого из них есть психологическое или педагогическое образование. Они помогают детям осознать свои образовательные цели и ответить на два важных вопроса: «Чего я хочу?» и «Как мне этого добиться?».
Коуч отвечает за личностное развитие подростка. Тьютор помогает выстроить образовательную траекторию. Их совместная работа приводит к потрясающим результатам.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
Коуч отвечает за личностное развитие подростка. Тьютор помогает выстроить образовательную траекторию. Их совместная работа приводит к потрясающим результатам.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
Какой подход в обучении выбрать
Есть два подхода к обучению: дедуктивный и индуктивный. Пример дедуктивного подхода — лекция, на которой педагог передаёт знания напрямую ученику. При индуктивном подходе ученик сам формирует знание через решение практических задач. Например, когда работает над собственным проектом.

Сегодня проектный подход активно используют в зарубежных образовательных системах, и он уверенно набирает популярность по всему миру.
Какой подход в обучении выбрать
Есть два подхода к обучению: дедуктивный и индуктивный. Пример дедуктивного подхода — лекция, на которой педагог передаёт знания напрямую ученику. При индуктивном подходе ученик сам формирует знание через решение практических задач. Например, когда работает над собственным проектом.

Сегодня проектный подход активно используют в зарубежных образовательных системах, и он уверенно набирает популярность по всему миру.
Подростки, которые хотят работать в креативных индустриях, могут работать вместе с профессионалами и звёздами отрасли. Это отличная возможность для них — получить практический опыт. Снимать кино с Тимуром Бекмамбетовым, анимировать персонажей вместе с создателями «Смешариков» или разрабатывать маркетинг для AliExpress — подобные проекты TUMO помогают подросткам осмысленно выбрать будущую профессию.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
Подростки, которые хотят работать в креативных индустриях, могут работать вместе с профессионалами и звёздами отрасли. Это отличная возможность для них — получить практический опыт. Снимать кино с Тимуром Бекмамбетовым, анимировать персонажей вместе с создателями «Смешариков» или разрабатывать маркетинг для AliExpress — подобные проекты TUMO помогают подросткам осмысленно выбрать будущую профессию.
Александр Абрамов
Директор по образованию международной школы креативных технологий для подростков TUMO Moscow
Чего хотят подростки
По данным Центра изучения поколений, 91% подростков-зумеров планируют открыть своё дело в области креативной индустрии. Дети живут в мире, где цифровые технологии — неотъемлемая часть жизни, и чтобы обработать фото, сделать анимацию и даже снять фильм, не нужны специальные знания. Достаточно смартфона с хорошей камерой.
Чего хотят подростки
По данным Центра изучения поколений, 91% подростков-зумеров планируют открыть своё дело в области креативной индустрии. Дети живут в мире, где цифровые технологии — неотъемлемая часть жизни, и чтобы обработать фото, сделать анимацию и даже снять фильм, не нужны специальные знания. Достаточно смартфона с хорошей камерой.
Школьники часто выбирают творческие профессии. Часть из них собирается стать актёрами и журналистами. Мы связываем это с популярностью блогерства среди подростков: многие известные блогеры учились на курсах актёрского мастерства, факультетах теле- и радиовещания. Ребята рано задумываются о предпринимательских проектах, пробуют себя в бизнесе — вероятно, ориентируясь также на успешных блогеров-сверстников.
Анна Шайхутдинова
Генеральный директор и сооснователь сервиса «Профилум»
Школьники часто выбирают творческие профессии. Часть из них собирается стать актёрами и журналистами. Мы связываем это с популярностью блогерства среди подростков: многие известные блогеры учились на курсах актёрского мастерства, факультетах теле- и радиовещания. Ребята рано задумываются о предпринимательских проектах, пробуют себя в бизнесе — вероятно, ориентируясь также на успешных блогеров-сверстников.
Анна Шайхутдинова
Генеральный директор и сооснователь сервиса «Профилум»
Удивительно, но профессия программиста, которая так популярна у людей старше 30 лет, вызывает у подростков меньше энтузиазма. Предполагаем, что это из-за целевых баллов ЕГЭ.

В старших классах школьники больше ориентируются на баллы за экзамены, а для поступления на IT-факультеты нужно получить высокие баллы по профильной математике. Также эти факультеты — высоко конкурентные, поэтому, оценивая свои шансы, многие абитуриенты решают идти на другие специальности.
Виталий Алтухов
Директор по исследованиям и разработке, сооснователь сервиса «Профилум»
Удивительно, но профессия программиста, которая так популярна у людей старше 30 лет, вызывает у подростков меньше энтузиазма. Предполагаем, что это из-за целевых баллов ЕГЭ.

В старших классах школьники больше ориентируются на баллы за экзамены, а для поступления на IT-факультеты нужно получить высокие баллы по профильной математике. Также эти факультеты — высоко конкурентные, поэтому, оценивая свои шансы, многие абитуриенты решают идти на другие специальности.
Виталий Алтухов
Директор по исследованиям и разработке, сооснователь сервиса «Профилум»
Чего хотят подростки
Чего хотят подростки
1
Узнайте, что интересно вашему ребёнку
1
Узнайте, что интересно вашему ребёнку
Родители часто опираются на свой опыт, который не всегда актуален. Попросите подростка заполнить анкету — что ему интересно, каким он представляет своё будущее, как оценивает свои сильные стороны. Параллельно заполните такую же анкету о ребёнке сами и сравните ответы. Скорее всего, вы узнаете много нового.
Родители часто опираются на свой опыт, который не всегда актуален. Попросите подростка заполнить анкету — что ему интересно, каким он представляет своё будущее, как оценивает свои сильные стороны. Параллельно заполните такую же анкету о ребёнке сами и сравните ответы. Скорее всего, вы узнаете много нового.
2
Помогите ребёнку разобраться в профессиональных и образовательных возможностях
2
Помогите ребёнку разобраться в профессиональных и образовательных возможностях
Познакомьте его с представителями профессий, попробуйте сделать совместные проекты, посетите курсы дополнительного образования. Ребёнок попробует профессии на практике, и чем больше он о них узнает — тем легче ему будет выбрать то, что нравится.
Познакомьте его с представителями профессий, попробуйте сделать совместные проекты, посетите курсы дополнительного образования. Ребёнок попробует профессии на практике, и чем больше он о них узнает — тем легче ему будет выбрать то, что нравится.
3
Найдите настоящий интерес, который будет мотивировать
3
Найдите настоящий интерес, который будет мотивировать
Согласно исследованию Гарвардского университета, высшее образование продуктивно, только если у студентов есть мотивация. Поэтому при выборе специальности в школе поймите, что мотивирует вашего ребёнка. Соберите информацию о деятельности, которой хочет обучиться подросток, изучите истории успеха других специалистов и обсудите, что именно его привлекает в этой сфере.
Согласно исследованию Гарвардского университета, высшее образование продуктивно, только если у студентов есть мотивация. Поэтому при выборе специальности в школе поймите, что мотивирует вашего ребёнка. Соберите информацию о деятельности, которой хочет обучиться подросток, изучите истории успеха других специалистов и обсудите, что именно его привлекает в этой сфере.
4
Следите за профессиональными трендами
4
Следите за профессиональными трендами
Отслеживайте глобальные рейтинги перспективных профессий. Важно учитывать не только ёмкость рынка, но и конкуренцию в отраслях. В этом вам поможет сводный рейтинг профессий будущего по версии HH.
Отслеживайте глобальные рейтинги перспективных профессий. Важно учитывать не только ёмкость рынка, но и конкуренцию в отраслях. В этом вам поможет сводный рейтинг профессий будущего по версии HH.
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: