Сферум для учителей
08.07.2022

Как сделать так, чтобы ученики захотели выполнять домашнюю работу

08.07.2022
Как сделать так, чтобы ученики захотели выполнять домашнюю работу
Пройти уровень в видеоигре или посмотреть с родителями фильм всегда интереснее, чем садиться после школы за уроки. Но и домашние задания могут мотивировать и увлекать. В этом поможет методология креативного мышления CRAFT, которую разработала команда IKRA Group. Они поделились примером, как в проблемных ситуациях использовать этот метод.
Пройти уровень в видеоигре или посмотреть с родителями фильм всегда интереснее, чем садиться после школы за уроки. Но и домашние задания могут мотивировать и увлекать. В этом поможет методология креативного мышления CRAFT, которую разработала команда IKRA Group. Они поделились примером, как в проблемных ситуациях использовать этот метод.
❓ В чём суть метода
В основе методологии CRAFT — представление о мире как о вселенной с разными ситуациями. И в каждой ситуации у всех есть роли, отношения между ними и определённые контексты. В CRAFT такие ситуации называются «фреймы».

Например, школьный урок, семейный ужин — это ситуации, смысл которых становится сразу понятен, когда мы их называем. Также точно можно определить:

  • Роли. Учитель и ученики, бабушка, родители и ребёнок, друзья.
  • Отношения. Ученики шепчутся — учитель серьёзно рассказывает материал.
  • Контекст. Школьный урок будет проходить в классе, а семейный ужин — дома или на даче.

Фреймы можно изменять себе на пользу. Например, заимствовать роли, отношения и контексты из других фреймов — но без проблем и сложностей, которых хочется избежать.
❓ В чём суть метода
В основе методологии CRAFT — представление о мире как о вселенной с разными ситуациями. И в каждой ситуации у всех есть роли, отношения между ними и определённые контексты. В CRAFT такие ситуации называются «фреймы».

Например, школьный урок, семейный ужин — это ситуации, смысл которых становится сразу понятен, когда мы их называем. Также точно можно определить:

  • Роли. Учитель и ученики, бабушка, родители и ребёнок, друзья.
  • Отношения. Ученики шепчутся — учитель серьёзно рассказывает материал.
  • Контекст. Школьный урок будет проходить в классе, а семейный ужин — дома или на даче.

Фреймы можно изменять себе на пользу. Например, заимствовать роли, отношения и контексты из других фреймов — но без проблем и сложностей, которых хочется избежать.
✨ Как это поможет решить проблему
Давайте разберём последовательность шагов на примере — ученики не хотят делать домашнее задание и списывают друг у друга.
✨ Как это поможет решить проблему
Давайте разберём последовательность шагов на примере — ученики не хотят делать домашнее задание и списывают друг у друга.
1. Сформулируйте проблему
Вариантов может быть несколько. Ученики не делают домашнее задание, потому что не поняли тему, задание не помогает им продвигаться в учёбе или не увлекает, им не хочется садиться за уроки, потому что они не видят сиюминутного результата от вложенных сил.

Предположим, что ключевая проблема в последнем варианте. Ученики хотят получить немедленную выгоду, а не готовить заранее то, что пригодится через два дня на уроке или вообще будет маленьким шагом в развитии большой компетенции.
1. Сформулируйте проблему
Вариантов может быть несколько. Ученики не делают домашнее задание, потому что не поняли тему, задание не помогает им продвигаться в учёбе или не увлекает, им не хочется садиться за уроки, потому что они не видят сиюминутного результата от вложенных сил.

Предположим, что ключевая проблема в последнем варианте. Ученики хотят получить немедленную выгоду, а не готовить заранее то, что пригодится через два дня на уроке или вообще будет маленьким шагом в развитии большой компетенции.
2. Определите задачу
Сделать так, чтобы ученики захотели делать домашнее задание заранее, а не списывали в последнюю минуту.
2. Определите задачу
Сделать так, чтобы ученики захотели делать домашнее задание заранее, а не списывали в последнюю минуту.
3. Найдите в мире фрейм (ситуацию), в которой такой проблемы изначально нет
Подумайте, где и когда кто-то готовил что-то заранее, чтобы получить пользу в будущем — и подберите примеры.

  • В истории — Колумб заготавливал припасы для путешествия.
  • В профессиональном мире — инвесторы покупают акции, чтобы получить выгоду потом.
  • В мире природы — животные запасаются жиром перед зимой.

Подойдёт любая ситуация, в которой можно выделить несколько ролей, понятную форму взаимодействия и характерный контекст. Не переживайте, если на этом этапе будет непонятно, как поход Суворова поможет ученикам выполнить домашнее задание — особенно если именно эту тему и нужно было пройти. Попробуйте пофантазировать и поищите интересные фреймы вокруг себя.
3. Найдите в мире фрейм (ситуацию), в которой такой проблемы изначально нет
Подумайте, где и когда кто-то готовил что-то заранее, чтобы получить пользу в будущем — и подберите примеры.

  • В истории — Колумб заготавливал припасы для путешествия.
  • В профессиональном мире — инвесторы покупают акции, чтобы получить выгоду потом.
  • В мире природы — животные запасаются жиром перед зимой.

Подойдёт любая ситуация, в которой можно выделить несколько ролей, понятную форму взаимодействия и характерный контекст. Не переживайте, если на этом этапе будет непонятно, как поход Суворова поможет ученикам выполнить домашнее задание — особенно если именно эту тему и нужно было пройти. Попробуйте пофантазировать и поищите интересные фреймы вокруг себя.
❓ Что делать, если не получилось придумать решение
Что-то новое может казаться глупым или бессмысленным. Это нормально — наш мозг настроен на то, чтобы критически оценивать любую новую идею. Поэтому, если вам кажется, что придумать не получается — не останавливайтесь: предложите коллегам сгенерировать идеи вместе, изучите материалы для учителей, которые есть в открытом доступе. Также у ИКРЫ есть курс по креативным методикам в образовании CRAFT. Какое бы решение вы ни приняли, помните — абсолютно в каждой идее есть что-то хорошее. Просто продолжайте придумывать.
❓ Что делать, если не получилось придумать решение
Что-то новое может казаться глупым или бессмысленным. Это нормально — наш мозг настроен на то, чтобы критически оценивать любую новую идею. Поэтому, если вам кажется, что придумать не получается — не останавливайтесь: предложите коллегам сгенерировать идеи вместе, изучите материалы для учителей, которые есть в открытом доступе. Также у ИКРЫ есть курс по креативным методикам в образовании CRAFT. Какое бы решение вы ни приняли, помните — абсолютно в каждой идее есть что-то хорошее. Просто продолжайте придумывать.
✋ И самое главное
Не бойтесь экспериментировать, пробовать, ошибаться и менять образовательный опыт своих учеников. Помните, что все педагогические методики, приёмы и технологии тоже были кем-то когда-то придуманы.
✋ И самое главное
Не бойтесь экспериментировать, пробовать, ошибаться и менять образовательный опыт своих учеников. Помните, что все педагогические методики, приёмы и технологии тоже были кем-то когда-то придуманы.
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: