Сферум для учителей
27.04.2023

5 способов провести урок химии интересно

Бывает такое, что идеи для уроков химии закончились, все сайты уже посмотрели, а привычные инструменты вовлечения использовали уже много раз. Как тогда увлечь детей? Спросили у Кирилла Иванова, учителя химии и автора блога «Бородатый Химик», какие способы помогают заинтересовать учеников этим сложным предметом.

⚛️ Проводить лабораторные работы

Лабораторные работы помогают лучше запоминать теорию. Ведь именно на практике можно по-настоящему понять и проанализировать, например, то, как образуются новые соединения.

Кирилл рассказывает, что лабораторные — источник бесконечной радости для детей и однотипных вопросов для учителей. Среди них: «А если всё смешать, это взорвётся?» или «Что будет, если я это выпью?»

Если нет возможности доставать пробирки и предлагать каждому ученику проводить эксперимент, можно показать видео о том, как и что работает. Или использовать симуляцию — например, Model ChemLab. Это приложение позволяет попробовать химические процессы в виртуальной лаборатории. Ученики также смогут проводить эксперименты, при этом нет риска, что что-то действительно может взорваться.

✨ Использовать мнемотехники

Мнемотехника — это метод для запоминания информации с помощью ассоциаций. Один из его основных инструментов — стихи. Если зарифмовать сложную информацию и создать визуальные образы, она лучше запомнится.

Приведём пример: чтобы ученики лучше разобрались в свойствах углерода и аллотропных модификациях, Кирилл сочинил такое стихотворение:

Жизнь в этом мире рождая,
На планете живёт углерод.
В каждом живом организме
Связи четыре он создаёт.

Он многолик и безумно красив,
В виде алмаза ему поклонялись.
Народ его любит не только за блеск,
Ведь долгое время мы им согревались.

Рисует художник портреты углём,
Потом карандаш берёт в свои ловкие руки.
Рисует он близких людей,
Чтоб нас согревать в очень долгой разлуке.

Мы многим обязаны углероду,
Он нас согревает зимой.
Поэтому песнь я ему написал,
Чтоб пели мы вместе с тобой…

✋ Приводить примеры из жизни

Опишите ученикам бытовые ситуации — они помогут лучше понять химическую теорию.

Почему хозяйки используют соду, когда моют кухню? Потому что она состоит из кристаллов, которые обладают абразивным действием и щелочной средой, что помогает при борьбе с застарелой грязью.

Или можно рассмотреть свойства металлов на примере украшений. Например, золотое кольцо может деформироваться. Это говорит о том, что металл достаточно мягкий. А серебряные украшения часто темнеют — это результат взаимодействия серебра с телом человека.

❤️ Визуализировать

Главная особенность химии в том, что в ней очень много символов, за которыми скрываются химические свойства. Чтобы дети могли их понимать, важно развивать наглядно-образное мышление.

Помимо лабораторных работ с пробирками, есть и другие способы визуализировать химические символы. Для этого можно использовать подручные средства. Например, из пластилина можно слепить разноцветные атомы, а потом собрать из них молекулы. Так ученики лучше поймут, как выглядят химические соединения.

Также для визуализации можно использовать 3D-проекции на компьютере. Например, их можно найти в интерактивном мультимедиаучебнике «Органическая химия».

☕ Добавлять интерактив

На своих уроках Кирилл использует несколько способов, которые помогают увлечь детей.

  • Предлагает сыграть в игру «Найди химический элемент» на смартфонах. Ученики должны угадать, как называется элемент, по его символам, порядковому номеру, атомной массе и другим характеристикам.
  • Создаёт мемы. Можно найти популярные среди школьников картинки и адаптировать их под новую тему на уроке химии.
  • Рассказывает интересные факты. Например, каким химическим веществом окрашивают колбасу, чтобы она была привычного розового цвета. Или какой элемент из таблицы был открыт благодаря коту.
  • Демонстрирует химические свойства в игре. Например, чтобы лучше понять процесс нагревания, Кирилл предлагает сыграть в «Цепи кованые». Это подвижная игра, где дети разбиваются на команды, держатся за руки, и игрок из противоположной команды пытается разбить «цепь». Так можно показать энергию молекулы, которая может вырваться из соединения при нагревании.
Читайте также