Сферум для учителей
04.10.2022

Как провести интересный урок по математике

Учитель математики и Амбассадор цифрового образования Александр Ядрин не использует универсальный план урока по математике, потому что каждое его занятие складывается по-разному. Но он старается придерживаться трёх принципов: удивить, понятно объяснить и убедиться, что ученики поняли тему. Рассказываем, какие способы помогают Александру следовать этим принципам.

⚖️ Добавлять примеры из жизни

Учеников увлекают интересные факты, которые вызывают вау-эффект. Особенно хорошо это работает с примерами из жизни.

Например, ученику может быть непонятно, что такое логарифмы и где их можно применить. Чтобы объяснить эту тему, Александр включил детям аудиокомпозицию, которую они часто слышат в гимназии. А затем предложил определить, громко или тихо она играет, и попробовать объяснить, как они понимают уровень громкости.

Оказалось, что логарифмы имеют к этому прямое отношение. Если определить, насколько громко играет музыка, и построить шкалу — это будет логарифмическая шкала. То же самое со светом — яркий он или тусклый. Восприятие света нашим глазом тоже имеет логарифмическую шкалу.

☔ Тестировать знания на других педагогах

Один из важных принципов увлекательного урока — чтобы ученики хорошо понимали тему. Поэтому её нужно понятно объяснить.

Для этого Александр отрабатывает сложные темы на учителях по другим предметам, с которыми хорошо общается. Например, за обедом или по дороге домой объясняет материал для урока — и узнаёт, было ли интересно и понятно.

Ещё такой способ помогает найти точки соприкосновения с другими предметами и организовать совместные уроки.

✨ Интегрировать в уроки математики другие предметы

На уроках математики можно использовать не только теории из физики или химии — но и даже литературу. Александр так и поступил — прочитал своим ученикам лекцию на тему «Математика в произведениях Льва Николаевича Толстого».

Например, в произведении «Детство. Отрочество. Юность» есть эпизод, где Николеньке на экзамене попался билет с вопросом о биноме Ньютона. А в романе «Война и мир» Толстой пишет о бесконечных рядах.

Александр предлагает ученикам прочитать отрывки, обсуждает их на уроках и переходит к математической части, где объясняет эти термины.

❤️ Проводить групповые занятия

На групповых занятиях каждый ученик может продемонстрировать свои знания.

Один из подходящих форматов — «мировое кафе». Для него детей нужно разбить на группы и расставить столы в классе в виде «островов». Затем засечь время и через определённые промежутки предлагать ученикам переходить от одного острова к другому. Для каждого острова можно придумать тему из математики — и предложить ученикам её обсудить.

Такой формат хорошо работает на уроке обобщения, когда прошли большой раздел и знания из него нужно закрепить.

☕ Научить владеть математикой в жизни

Ученики могут выучить, как рассчитать прогрессию. Но если им рассказать, как это использовать в обычной жизни, знания закрепятся лучше. Для этого Александр приводит примеры из экономики на своих занятиях и ведёт отдельные уроки по финансовой грамотности — потому что это важный функциональный навык в жизни.

В математике много тем, которые легко применить на практике. Например, тема процентов или та же прогрессия. Для лучшего понимания Александр приводит в пример финансовые пирамиды и работу микрофинансовых организаций.

После таких тем дети лучше понимают, для чего им учить математику и как она пригодится им в жизни.
Полезный материал?
Читайте также: