Сферум для учителей
17.06.2022

Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям

17.06.2022
Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям
Учитель не может сделать так, чтобы дети не ссорились и всегда жили дружно. Но может рассказать ученикам о правилах поведения и научить разрешать конфликты мирно. Рассказываем об этом подробнее.

Этот материал мы подготовили при участии проекта VK «День борьбы с кибербуллингом» и экспертов фонда «Шалаш», который помогает детям с трудностями поведения.
Учитель не может сделать так, чтобы дети не ссорились и всегда жили дружно. Но может рассказать ученикам о правилах поведения и научить разрешать конфликты мирно. Рассказываем об этом подробнее.

Этот материал мы подготовили при участии проекта VK «День борьбы с кибербуллингом» и экспертов фонда «Шалаш», который помогает детям с трудностями поведения.
Какие конфликты могут происходить в классе
Через конфликты дети учатся слышать друг друга, договариваться, идти на компромиссы — это часть процесса развития. Но конфликты бывают разными — важно различать, безопасны они для детей или могут нанести вред.
Какие конфликты могут происходить в классе
Через конфликты дети учатся слышать друг друга, договариваться, идти на компромиссы — это часть процесса развития. Но конфликты бывают разными — важно различать, безопасны они для детей или могут нанести вред.
Поставьте цель
Дети могут громко спорить, а потом сидеть мирно за одной партой и играть в телефоне. Так школьники учатся отстаивать свои права, ссориться, а потом мириться. Важно, чтобы в ссоре дети были равны и каждый мог высказать своё мнение. Учитель может стать посредником — поговорить с учениками, выслушать каждую из сторон и помочь найти выход из ссоры.
Поставьте
Дети могут громко спорить, а потом сидеть мирно за одной партой и играть в телефоне. Так школьники учатся отстаивать свои права, ссориться, а потом мириться. Важно, чтобы в ссоре дети были равны и каждый мог высказать своё мнение. Учитель может стать посредником — поговорить с учениками, выслушать каждую из сторон и помочь найти выход из ссоры.
Агрессивное поведение
Если один ребёнок задирает и обижает других, но никто его не поддерживает — это проблемы с поведением конкретного школьника. В такой ситуации нужно работать с этим ребёнком, чтобы научить его безопасно выражать свои эмоции.
Агрессивное поведение
Если один ребёнок задирает и обижает других, но никто его не поддерживает — это проблемы с поведением конкретного школьника. В такой ситуации нужно работать с этим ребёнком, чтобы научить его безопасно выражать свои эмоции.
Травля
Травля выглядит по-разному. Это могут быть насмешки, обзывания, шутки, запугивания, унизительные комментарии, сплетни, клевета, бойкотирование, изоляция, удары, толчки, плевки, порча вещей, отъём денег, кибербуллинг.

Глобально — это опасное агрессивное поведение. Травля происходит систематически, сопровождается психологическим и/или физическим насилием, а её участники не равны по силам.

Травля вредит каждому. У агрессора в будущем могут возникнуть трудности в отношениях с другими. У детей, переживших травлю, падает самооценка, начинаются проблемы в учёбе и общении. Наблюдатели травли испытывают неуверенность в себе и недоверие к миру.
Травля
Травля выглядит по-разному. Это могут быть насмешки, обзывания, шутки, запугивания, унизительные комментарии, сплетни, клевета, бойкотирование, изоляция, удары, толчки, плевки, порча вещей, отъём денег, кибербуллинг.

Глобально — это опасное агрессивное поведение. Травля происходит систематически, сопровождается психологическим и/или физическим насилием, а её участники не равны по силам.

Травля вредит каждому. У агрессора в будущем могут возникнуть трудности в отношениях с другими. У детей, переживших травлю, падает самооценка, начинаются проблемы в учёбе и общении. Наблюдатели травли испытывают неуверенность в себе и недоверие к миру.
Как помочь детям мирно решать конфликты
Педагог может научить детей справляться с эмоциями и слышать друг друга даже в сложных ситуациях. Для этого есть несколько техник — расскажем о двух.
Как помочь детям мирно решать конфликты
Педагог может научить детей справляться с эмоциями и слышать друг друга даже в сложных ситуациях. Для этого есть несколько техник — расскажем о двух.
«Я-сообщение»
Техника помогает описать ситуацию с помощью фактов без негативной оценки — и объяснить другим, почему произошедшее могло задеть или обидеть человека.

Ситуация. На уроке двое учеников громко разговаривают — это отвлекает других детей и мешает учителю.

Что делать. Поговорить с детьми о происходящем через «Я-сообщение»:

  • Описать ситуацию, которая вызвала переживание или дискомфорт.
  • Описать сами переживания, чувства и эмоции, которые вызвала эта ситуация.
  • Объяснить причину переживаний — например, из-за нарушения правил.
  • Предложить, как можно решить эту ситуацию.

Например: «Петя и Маша, в течение пяти минут вы громко разговариваете. Из-за этого в классе очень шумно, и мне сложно давать вам материал. Приходится повышать голос — меня это расстраивает. Давайте вспомним, что у нас есть правило „если вы что-то хотите сказать — нужно поднимать руку“».

Что в итоге. Дети не всегда могут понять, какие чувства у окружающих вызывает их поведение. Если поделиться этим, а не оценивать их самих — они могут осознать, что их поступки влияют на других людей, и можно вести себя иначе.
«Я-сообщение»
Техника помогает описать ситуацию с помощью фактов без негативной оценки — и объяснить другим, почему произошедшее могло задеть или обидеть человека.

Ситуация. На уроке двое учеников громко разговаривают — это отвлекает других детей и мешает учителю.

Что делать. Поговорить с детьми о происходящем через «Я-сообщение»:

  • Описать ситуацию, которая вызвала переживание или дискомфорт.
  • Описать сами переживания, чувства и эмоции, которые вызвала эта ситуация.
  • Объяснить причину переживаний — например, из-за нарушения правил.
  • Предложить, как можно решить эту ситуацию.

Например: «Петя и Маша, в течение пяти минут вы громко разговариваете. Из-за этого в классе очень шумно, и мне сложно давать вам материал. Приходится повышать голос — меня это расстраивает. Давайте вспомним, что у нас есть правило „если вы что-то хотите сказать — нужно поднимать руку“».

Что в итоге. Дети не всегда могут понять, какие чувства у окружающих вызывает их поведение. Если поделиться этим, а не оценивать их самих — они могут осознать, что их поступки влияют на других людей, и можно вести себя иначе.
Отзеркаливание
С помощью этой техники можно помочь ученикам посмотреть на ситуацию со стороны и найти решение проблемы самостоятельно.

Ситуация. На перемене двое учеников бегали друг за другом, потом один толкнул второго, произошла драка.

Что делать. Попросить каждого рассказать свою версию произошедшего и не перебивать. Так ученики смогут услышать друг друга. Затем проговорить то, что услышали, уточнить у каждого, правильно ли его поняли — и найти общую формулировку проблемы. Например: «Правильно ли я поняла, что Петя толкнул случайно, а Миша подумал, что он сделал это специально?».

Затем спросить каждого, почему это произошло, что привело к конфликту, какие чувства они испытывают, и проговорить, что они сказали. Если «возвращать» ученикам их же мысли — они смогут понять, в чём причина конфликта.

После этого — спросить, как можно решить проблему, и дать детям договориться самостоятельно, а не предлагать готовое решение. Если им тяжело найти компромисс, можно помогать наводящими вопросами.

Что в итоге. Такая техника научит детей слышать друг друга и самостоятельно разрешать конфликты.

Если ученики получают от учителя поддержку и обратную связь по поводу своих ошибок, это учит их решать спорные ситуации и конфликты в спокойной обстановке. Активное участие педагога в жизни класса и объективная оценка ситуации поможет завоевать доверие учеников, и в случае конфликтов дети будут охотнее прислушиваться к позиции учителя.
Отзеркаливание
С помощью этой техники можно помочь ученикам посмотреть на ситуацию со стороны и найти решение проблемы самостоятельно.

Ситуация. На перемене двое учеников бегали друг за другом, потом один толкнул второго, произошла драка.

Что делать. Попросить каждого рассказать свою версию произошедшего и не перебивать. Так ученики смогут услышать друг друга. Затем проговорить то, что услышали, уточнить у каждого, правильно ли его поняли — и найти общую формулировку проблемы. Например: «Правильно ли я поняла, что Петя толкнул случайно, а Миша подумал, что он сделал это специально?».

Затем спросить каждого, почему это произошло, что привело к конфликту, какие чувства они испытывают, и проговорить, что они сказали. Если «возвращать» ученикам их же мысли — они смогут понять, в чём причина конфликта.

После этого — спросить, как можно решить проблему, и дать детям договориться самостоятельно, а не предлагать готовое решение. Если им тяжело найти компромисс, можно помогать наводящими вопросами.

Что в итоге. Такая техника научит детей слышать друг друга и самостоятельно разрешать конфликты.

Если ученики получают от учителя поддержку и обратную связь по поводу своих ошибок, это учит их решать спорные ситуации и конфликты в спокойной обстановке. Активное участие педагога в жизни класса и объективная оценка ситуации поможет завоевать доверие учеников, и в случае конфликтов дети будут охотнее прислушиваться к позиции учителя.
Как создать здоровую атмосферу в классе
Будет ли в классе дружная атмосфера, где каждый может поделиться трудностями, или неуважительная и агрессивная — зависит от каждого ученика. И важно донести это детям. Главное, чтобы это был разговор, а не лекция. Нужно дать подросткам высказаться, позволить задавать любые вопросы.

Вместе с учителем ученики могут составить правила жизни класса, которые никто не должен нарушать — ни педагог, ни дети. За их соблюдение можно поощрять и обращать внимание, если правила нарушают.
Как создать здоровую атмосферу в классе
Будет ли в классе дружная атмосфера, где каждый может поделиться трудностями, или неуважительная и агрессивная — зависит от каждого ученика. И важно донести это детям. Главное, чтобы это был разговор, а не лекция. Нужно дать подросткам высказаться, позволить задавать любые вопросы.

Вместе с учителем ученики могут составить правила жизни класса, которые никто не должен нарушать — ни педагог, ни дети. За их соблюдение можно поощрять и обращать внимание, если правила нарушают.
Как составить правила
  • Обсудить с детьми, какие могут быть правила, чего они будут касаться.
  • Сформулировать правила так, чтобы они не звучали как запреты. Например, правило «нельзя разговаривать во время урока» лучше заменить на «во время урока мы не разговариваем».
  • Добавить правила с формулировкой «можно». Например, «можно отпроситься с урока, если вы плохо себя чувствуете».
  • Добавить в правила даже те ситуации, которые кажутся всем очевидными — про опоздания, невыполнение домашнего задания, использование телефона на уроке.
  • Обсудить с учениками, какие будут последствия, если правила нарушить.
  • Регулярно напоминать о правилах, проговаривать их вместе с классом.
  • Следить за тем, чтобы правил не было слишком много.
  • Формулировать правила так, чтобы они были выполнимыми — не слишком жёсткими, понятными и поддерживающими.
  • Записать и повесить их на видное место, чтобы ученики периодически могли к ним обращаться.
  • Сделать брошюру или вкладыш в дневник для каждого ученика, чтобы правила всегда были перед глазами.
Как составить правила
  • Обсудить с детьми, какие могут быть правила, чего они будут касаться.
  • Сформулировать правила так, чтобы они не звучали как запреты. Например, правило «нельзя разговаривать во время урока» лучше заменить на «во время урока мы не разговариваем».
  • Добавить правила с формулировкой «можно». Например, «можно отпроситься с урока, если вы плохо себя чувствуете».
  • Добавить в правила даже те ситуации, которые кажутся всем очевидными — про опоздания, невыполнение домашнего задания, использование телефона на уроке.
  • Обсудить с учениками, какие будут последствия, если правила нарушить.
  • Регулярно напоминать о правилах, проговаривать их вместе с классом.
  • Следить за тем, чтобы правил не было слишком много.
  • Формулировать правила так, чтобы они были выполнимыми — не слишком жёсткими, понятными и поддерживающими.
  • Записать и повесить их на видное место, чтобы ученики периодически могли к ним обращаться.
  • Сделать брошюру или вкладыш в дневник для каждого ученика, чтобы правила всегда были перед глазами.
Работа над отношениями в классе не ограничивается общением с учениками. Важно также разговаривать с родителями. Если в классе происходят не только рядовые конфликты, а есть агрессия и травля, нужно обязательно донести это до взрослых.

Родителям можно рассказать о причинах и признаках агрессивного поведения, чтобы они могли замечать это в своих детях и вместе с учителем понимать причины. Также стоит обсудить с родителями, как общаться бережно — не наказывать, не настаивать на разговоре, дать возможность подумать и вернуться к обсуждению позднее, поддерживать и быть на стороне подростка. Потому что ребёнку часто бывает трудно поделиться переживаниями, если его ругают или допрашивают.

Ещё можно поделиться телефоном доверия — 8−800−2000−122. Им могут воспользоваться и дети, и взрослые.
Работа над отношениями в классе не ограничивается общением с учениками. Важно также разговаривать с родителями. Если в классе происходят не только рядовые конфликты, а есть агрессия и травля, нужно обязательно донести это до взрослых.

Родителям можно рассказать о причинах и признаках агрессивного поведения, чтобы они могли замечать это в своих детях и вместе с учителем понимать причины. Также стоит обсудить с родителями, как общаться бережно — не наказывать, не настаивать на разговоре, дать возможность подумать и вернуться к обсуждению позднее, поддерживать и быть на стороне подростка. Потому что ребёнку часто бывает трудно поделиться переживаниями, если его ругают или допрашивают.

Ещё можно поделиться телефоном доверия — 8−800−2000−122. Им могут воспользоваться и дети, и взрослые.
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: