Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям
17.06.2022
Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям
Учитель не может сделать так, чтобы дети не ссорились и всегда жили дружно. Но может рассказать ученикам о правилах поведения и научить разрешать конфликты мирно. Рассказываем об этом подробнее.
Учитель не может сделать так, чтобы дети не ссорились и всегда жили дружно. Но может рассказать ученикам о правилах поведения и научить разрешать конфликты мирно. Рассказываем об этом подробнее.
Через конфликты дети учатся слышать друг друга, договариваться, идти на компромиссы — это часть процесса развития. Но конфликты бывают разными — важно различать, безопасны они для детей или могут нанести вред.
Какие конфликты могут происходить в классе
Через конфликты дети учатся слышать друг друга, договариваться, идти на компромиссы — это часть процесса развития. Но конфликты бывают разными — важно различать, безопасны они для детей или могут нанести вред.
Поставьте цель
Дети могут громко спорить, а потом сидеть мирно за одной партой и играть в телефоне. Так школьники учатся отстаивать свои права, ссориться, а потом мириться. Важно, чтобы в ссоре дети были равны и каждый мог высказать своё мнение. Учитель может стать посредником — поговорить с учениками, выслушать каждую из сторон и помочь найти выход из ссоры.
Поставьте
Дети могут громко спорить, а потом сидеть мирно за одной партой и играть в телефоне. Так школьники учатся отстаивать свои права, ссориться, а потом мириться. Важно, чтобы в ссоре дети были равны и каждый мог высказать своё мнение. Учитель может стать посредником — поговорить с учениками, выслушать каждую из сторон и помочь найти выход из ссоры.
Агрессивное поведение
Если один ребёнок задирает и обижает других, но никто его не поддерживает — это проблемы с поведением конкретного школьника. В такой ситуации нужно работать с этим ребёнком, чтобы научить его безопасно выражать свои эмоции.
Агрессивное поведение
Если один ребёнок задирает и обижает других, но никто его не поддерживает — это проблемы с поведением конкретного школьника. В такой ситуации нужно работать с этим ребёнком, чтобы научить его безопасно выражать свои эмоции.
Травля
Травля выглядит по-разному. Это могут быть насмешки, обзывания, шутки, запугивания, унизительные комментарии, сплетни, клевета, бойкотирование, изоляция, удары, толчки, плевки, порча вещей, отъём денег, кибербуллинг.
Глобально — это опасное агрессивное поведение. Травля происходит систематически, сопровождается психологическим и/или физическим насилием, а её участники не равны по силам.
Травля вредит каждому. У агрессора в будущем могут возникнуть трудности в отношениях с другими. У детей, переживших травлю, падает самооценка, начинаются проблемы в учёбе и общении. Наблюдатели травли испытывают неуверенность в себе и недоверие к миру.
Травля
Травля выглядит по-разному. Это могут быть насмешки, обзывания, шутки, запугивания, унизительные комментарии, сплетни, клевета, бойкотирование, изоляция, удары, толчки, плевки, порча вещей, отъём денег, кибербуллинг.
Глобально — это опасное агрессивное поведение. Травля происходит систематически, сопровождается психологическим и/или физическим насилием, а её участники не равны по силам.
Травля вредит каждому. У агрессора в будущем могут возникнуть трудности в отношениях с другими. У детей, переживших травлю, падает самооценка, начинаются проблемы в учёбе и общении. Наблюдатели травли испытывают неуверенность в себе и недоверие к миру.
Как помочь детям мирно решать конфликты
Педагог может научить детей справляться с эмоциями и слышать друг друга даже в сложных ситуациях. Для этого есть несколько техник — расскажем о двух.
Как помочь детям мирно решать конфликты
Педагог может научить детей справляться с эмоциями и слышать друг друга даже в сложных ситуациях. Для этого есть несколько техник — расскажем о двух.
«Я-сообщение»
Техника помогает описать ситуацию с помощью фактов без негативной оценки — и объяснить другим, почему произошедшее могло задеть или обидеть человека.
Ситуация. На уроке двое учеников громко разговаривают — это отвлекает других детей и мешает учителю.
Что делать. Поговорить с детьми о происходящем через «Я-сообщение»:
Описать ситуацию, которая вызвала переживание или дискомфорт.
Описать сами переживания, чувства и эмоции, которые вызвала эта ситуация.
Объяснить причину переживаний — например, из-за нарушения правил.
Предложить, как можно решить эту ситуацию.
Например: «Петя и Маша, в течение пяти минут вы громко разговариваете. Из-за этого в классе очень шумно, и мне сложно давать вам материал. Приходится повышать голос — меня это расстраивает. Давайте вспомним, что у нас есть правило „если вы что-то хотите сказать — нужно поднимать руку“».
Что в итоге. Дети не всегда могут понять, какие чувства у окружающих вызывает их поведение. Если поделиться этим, а не оценивать их самих — они могут осознать, что их поступки влияют на других людей, и можно вести себя иначе.
«Я-сообщение»
Техника помогает описать ситуацию с помощью фактов без негативной оценки — и объяснить другим, почему произошедшее могло задеть или обидеть человека.
Ситуация. На уроке двое учеников громко разговаривают — это отвлекает других детей и мешает учителю.
Что делать. Поговорить с детьми о происходящем через «Я-сообщение»:
Описать ситуацию, которая вызвала переживание или дискомфорт.
Описать сами переживания, чувства и эмоции, которые вызвала эта ситуация.
Объяснить причину переживаний — например, из-за нарушения правил.
Предложить, как можно решить эту ситуацию.
Например: «Петя и Маша, в течение пяти минут вы громко разговариваете. Из-за этого в классе очень шумно, и мне сложно давать вам материал. Приходится повышать голос — меня это расстраивает. Давайте вспомним, что у нас есть правило „если вы что-то хотите сказать — нужно поднимать руку“».
Что в итоге. Дети не всегда могут понять, какие чувства у окружающих вызывает их поведение. Если поделиться этим, а не оценивать их самих — они могут осознать, что их поступки влияют на других людей, и можно вести себя иначе.
Отзеркаливание
С помощью этой техники можно помочь ученикам посмотреть на ситуацию со стороны и найти решение проблемы самостоятельно.
Ситуация. На перемене двое учеников бегали друг за другом, потом один толкнул второго, произошла драка.
Что делать. Попросить каждого рассказать свою версию произошедшего и не перебивать. Так ученики смогут услышать друг друга. Затем проговорить то, что услышали, уточнить у каждого, правильно ли его поняли — и найти общую формулировку проблемы. Например: «Правильно ли я поняла, что Петя толкнул случайно, а Миша подумал, что он сделал это специально?».
Затем спросить каждого, почему это произошло, что привело к конфликту, какие чувства они испытывают, и проговорить, что они сказали. Если «возвращать» ученикам их же мысли — они смогут понять, в чём причина конфликта.
После этого — спросить, как можно решить проблему, и дать детям договориться самостоятельно, а не предлагать готовое решение. Если им тяжело найти компромисс, можно помогать наводящими вопросами.
Что в итоге. Такая техника научит детей слышать друг друга и самостоятельно разрешать конфликты.
Если ученики получают от учителя поддержку и обратную связь по поводу своих ошибок, это учит их решать спорные ситуации и конфликты в спокойной обстановке. Активное участие педагога в жизни класса и объективная оценка ситуации поможет завоевать доверие учеников, и в случае конфликтов дети будут охотнее прислушиваться к позиции учителя.
Отзеркаливание
С помощью этой техники можно помочь ученикам посмотреть на ситуацию со стороны и найти решение проблемы самостоятельно.
Ситуация. На перемене двое учеников бегали друг за другом, потом один толкнул второго, произошла драка.
Что делать. Попросить каждого рассказать свою версию произошедшего и не перебивать. Так ученики смогут услышать друг друга. Затем проговорить то, что услышали, уточнить у каждого, правильно ли его поняли — и найти общую формулировку проблемы. Например: «Правильно ли я поняла, что Петя толкнул случайно, а Миша подумал, что он сделал это специально?».
Затем спросить каждого, почему это произошло, что привело к конфликту, какие чувства они испытывают, и проговорить, что они сказали. Если «возвращать» ученикам их же мысли — они смогут понять, в чём причина конфликта.
После этого — спросить, как можно решить проблему, и дать детям договориться самостоятельно, а не предлагать готовое решение. Если им тяжело найти компромисс, можно помогать наводящими вопросами.
Что в итоге. Такая техника научит детей слышать друг друга и самостоятельно разрешать конфликты.
Если ученики получают от учителя поддержку и обратную связь по поводу своих ошибок, это учит их решать спорные ситуации и конфликты в спокойной обстановке. Активное участие педагога в жизни класса и объективная оценка ситуации поможет завоевать доверие учеников, и в случае конфликтов дети будут охотнее прислушиваться к позиции учителя.
Как создать здоровую атмосферу в классе
Будет ли в классе дружная атмосфера, где каждый может поделиться трудностями, или неуважительная и агрессивная — зависит от каждого ученика. И важно донести это детям. Главное, чтобы это был разговор, а не лекция. Нужно дать подросткам высказаться, позволить задавать любые вопросы.
Вместе с учителем ученики могут составить правила жизни класса, которые никто не должен нарушать — ни педагог, ни дети. За их соблюдение можно поощрять и обращать внимание, если правила нарушают.
Как создать здоровую атмосферу в классе
Будет ли в классе дружная атмосфера, где каждый может поделиться трудностями, или неуважительная и агрессивная — зависит от каждого ученика. И важно донести это детям. Главное, чтобы это был разговор, а не лекция. Нужно дать подросткам высказаться, позволить задавать любые вопросы.
Вместе с учителем ученики могут составить правила жизни класса, которые никто не должен нарушать — ни педагог, ни дети. За их соблюдение можно поощрять и обращать внимание, если правила нарушают.
Как составить правила
Обсудить с детьми, какие могут быть правила, чего они будут касаться.
Сформулировать правила так, чтобы они не звучали как запреты. Например, правило «нельзя разговаривать во время урока» лучше заменить на «во время урока мы не разговариваем».
Добавить правила с формулировкой «можно». Например, «можно отпроситься с урока, если вы плохо себя чувствуете».
Добавить в правила даже те ситуации, которые кажутся всем очевидными — про опоздания, невыполнение домашнего задания, использование телефона на уроке.
Обсудить с учениками, какие будут последствия, если правила нарушить.
Регулярно напоминать о правилах, проговаривать их вместе с классом.
Следить за тем, чтобы правил не было слишком много.
Формулировать правила так, чтобы они были выполнимыми — не слишком жёсткими, понятными и поддерживающими.
Записать и повесить их на видное место, чтобы ученики периодически могли к ним обращаться.
Сделать брошюру или вкладыш в дневник для каждого ученика, чтобы правила всегда были перед глазами.
Как составить правила
Обсудить с детьми, какие могут быть правила, чего они будут касаться.
Сформулировать правила так, чтобы они не звучали как запреты. Например, правило «нельзя разговаривать во время урока» лучше заменить на «во время урока мы не разговариваем».
Добавить правила с формулировкой «можно». Например, «можно отпроситься с урока, если вы плохо себя чувствуете».
Добавить в правила даже те ситуации, которые кажутся всем очевидными — про опоздания, невыполнение домашнего задания, использование телефона на уроке.
Обсудить с учениками, какие будут последствия, если правила нарушить.
Регулярно напоминать о правилах, проговаривать их вместе с классом.
Следить за тем, чтобы правил не было слишком много.
Формулировать правила так, чтобы они были выполнимыми — не слишком жёсткими, понятными и поддерживающими.
Записать и повесить их на видное место, чтобы ученики периодически могли к ним обращаться.
Сделать брошюру или вкладыш в дневник для каждого ученика, чтобы правила всегда были перед глазами.
Работа над отношениями в классе не ограничивается общением с учениками. Важно также разговаривать с родителями. Если в классе происходят не только рядовые конфликты, а есть агрессия и травля, нужно обязательно донести это до взрослых.
Родителям можно рассказать о причинах и признаках агрессивного поведения, чтобы они могли замечать это в своих детях и вместе с учителем понимать причины. Также стоит обсудить с родителями, как общаться бережно — не наказывать, не настаивать на разговоре, дать возможность подумать и вернуться к обсуждению позднее, поддерживать и быть на стороне подростка. Потому что ребёнку часто бывает трудно поделиться переживаниями, если его ругают или допрашивают.
Ещё можно поделиться телефоном доверия — 8−800−2000−122. Им могут воспользоваться и дети, и взрослые.
Работа над отношениями в классе не ограничивается общением с учениками. Важно также разговаривать с родителями. Если в классе происходят не только рядовые конфликты, а есть агрессия и травля, нужно обязательно донести это до взрослых.
Родителям можно рассказать о причинах и признаках агрессивного поведения, чтобы они могли замечать это в своих детях и вместе с учителем понимать причины. Также стоит обсудить с родителями, как общаться бережно — не наказывать, не настаивать на разговоре, дать возможность подумать и вернуться к обсуждению позднее, поддерживать и быть на стороне подростка. Потому что ребёнку часто бывает трудно поделиться переживаниями, если его ругают или допрашивают.
Ещё можно поделиться телефоном доверия — 8−800−2000−122. Им могут воспользоваться и дети, и взрослые.