Сферум для учителей
20.07.2022

Профессиональное выгорание учителей: как его обнаружить и помочь себе

20.07.2022
Профессиональное выгорание учителей: как его обнаружить и помочь себе
75% учителей сталкиваются с выгоранием на работе. Причём на это не влияет опыт педагогов — и молодые, и опытные учителя подвержены этому синдрому.

Вместе с Амбассадором цифрового образования и сертифицированным коучем ICF Марией Калужской разбираемся, как педагогу определить, что у него выгорание, и как он может себе помочь.
75% учителей сталкиваются с выгоранием на работе. Причём на это не влияет опыт педагогов — и молодые, и опытные учителя подвержены этому синдрому.

Вместе с Амбассадором цифрового образования и сертифицированным коучем ICF Марией Калужской разбираемся, как педагогу определить, что у него выгорание, и как он может себе помочь.
Почему учителя выгорают
Выгорание — это истощение из-за постоянного стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Всемирная организация здравоохранения признаёт, что синдром выгорания — реальная проблема.

У него есть три признака:

снижение энергии и чувство истощения;
возросший негатив или цинизм к своей работе;
ощущение своей неэффективности.

Профессиональное выгорание может быть связано с работой в «помогающей» сфере, где требуется высокий уровень эмпатии и эмоциональная вовлечённость. Как раз к этой сфере относится работа учителем.

Может показаться, что на выгорание учителей влияет большая нагрузка и ненормированный график. Но корень проблемы — в другом. Если человек не видит смысла и перспективы развития, не получает эмоциональной отдачи и удовольствия от работы, он может выгореть.

Но если специалист сформулировал чёткую цель в работе — то вероятность, что с ними случится выгорание, уменьшается. Для коучинговых занятий с коллегами Мария Калужская перефразировала известную притчу про трёх строителей храма.
Почему учителя выгорают
Выгорание — это истощение из-за постоянного стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Всемирная организация здравоохранения признаёт, что синдром выгорания — реальная проблема.

У него есть три признака:

снижение энергии и чувство истощения;
возросший негатив или цинизм к своей работе;
ощущение своей неэффективности.

Профессиональное выгорание может быть связано с работой в «помогающей» сфере, где требуется высокий уровень эмпатии и эмоциональная вовлечённость. Как раз к этой сфере относится работа учителем.

Может показаться, что на выгорание учителей влияет большая нагрузка и ненормированный график. Но корень проблемы — в другом. Если человек не видит смысла и перспективы развития, не получает эмоциональной отдачи и удовольствия от работы, он может выгореть.

Но если специалист сформулировал чёткую цель в работе — то вероятность, что с ними случится выгорание, уменьшается. Для коучинговых занятий с коллегами Мария Калужская перефразировала известную притчу про трёх строителей храма.
Трёх педагогов спросили, чем они занимаются в школе. «Учу детей за смешные деньги», — пожаловался первый. «Помогаю ученикам получить новые знания и навыки, готовлю к ЕГЭ для успешного поступления в вуз», — ответил второй. «Формирую будущее», — признался третий.
Мария Калужская
Амбассадор цифрового образования, основатель авторской гимназии «Корифей», сертифицированный коуч ICF
Трёх педагогов спросили, чем они занимаются в школе. «Учу детей за смешные деньги», — пожаловался первый. «Помогаю ученикам получить новые знания и навыки, готовлю к ЕГЭ для успешного поступления в вуз», — ответил второй. «Формирую будущее», — признался третий.
Мария Калужская
Амбассадор цифрового образования, основатель авторской гимназии «Корифей», сертифицированный коуч ICF
Первый учитель будет близок к выгоранию. Второй — по обстоятельствам: важно, какие коллеги будут рядом, попадутся ли благодарные и способные дети, сумеет ли руководитель правильно мотивировать, а семья — поддержать. У третьего учителя — большая цель, поэтому меньше всего шансов выгореть.
Первый учитель будет близок к выгоранию. Второй — по обстоятельствам: важно, какие коллеги будут рядом, попадутся ли благодарные и способные дети, сумеет ли руководитель правильно мотивировать, а семья — поддержать. У третьего учителя — большая цель, поэтому меньше всего шансов выгореть.
Как определить выгорание
Учителю стоит задать себе несколько вопросов:

  • Зачем я делаю то, что делаю?
  • Ради чего я работаю?
  • Как моя работа помогает мне расти и становиться лучше?
  • Кого ещё я делаю лучше, работая здесь?
  • Испытываю ли я радость от результата моей работы?

Главные признаки выгорания — отрицательные ответы на вопросы о ценности профессии, смысле своего дела, удовлетворении от работы.

Выгоревшего учителя могут начать раздражать коллеги, ученики, родители. Также могут появиться головные боли, ухудшение сна, нарушения пищеварения — так организм сигнализирует о сильном напряжении.

В итоге истощённый учитель живёт в ожидании выходных, праздников и отпуска, которые тоже приносят всё меньше облегчения.
Как определить выгорание
Учителю стоит задать себе несколько вопросов:

  • Зачем я делаю то, что делаю?
  • Ради чего я работаю?
  • Как моя работа помогает мне расти и становиться лучше?
  • Кого ещё я делаю лучше, работая здесь?
  • Испытываю ли я радость от результата моей работы?

Главные признаки выгорания — отрицательные ответы на вопросы о ценности профессии, смысле своего дела, удовлетворении от работы.

Выгоревшего учителя могут начать раздражать коллеги, ученики, родители. Также могут появиться головные боли, ухудшение сна, нарушения пищеварения — так организм сигнализирует о сильном напряжении.

В итоге истощённый учитель живёт в ожидании выходных, праздников и отпуска, которые тоже приносят всё меньше облегчения.
Как себе помочь
Отпуск и отдых — важная часть жизни, чтобы восполнить энергию и с новыми силами вернуться к работе. Но это не спасение и даже не средство от выгорания.

Самый надёжный способ — подзарядить «двигатель внутреннего несгорания». Вот что для этого можно сделать:

  • Общаться с коллегами, перенимать опыт и применять в своей работе новые подходы;
  • Тестировать новые инструменты и методы — это разнообразит рабочий процесс;
  • Участвовать в интересных проектах — так учитель сможет открыть для себя новые возможности для развития;
  • Больше общаться с учениками — чтобы найти для себя новый смысл в работе и помочь детям расти и обучаться;
  • Собирать обратную связь от учеников и их родителей — чтобы посмотреть на свою работу под другим углом.

По такой логике интересное повышение квалификации или поездка на учительский фестиваль помогут лучше, чем отпуск. Но если у учителя совсем нет энергии, чтобы самому справиться с выгоранием — можно обратиться к психологу. Он поможет найти причины, поддержит и даст рекомендации, как выйти из состояния стресса.
Как себе помочь
Отпуск и отдых — важная часть жизни, чтобы восполнить энергию и с новыми силами вернуться к работе. Но это не спасение и даже не средство от выгорания.

Самый надёжный способ — подзарядить «двигатель внутреннего несгорания». Вот что для этого можно сделать:

  • Общаться с коллегами, перенимать опыт и применять в своей работе новые подходы;
  • Тестировать новые инструменты и методы — это разнообразит рабочий процесс;
  • Участвовать в интересных проектах — так учитель сможет открыть для себя новые возможности для развития;
  • Больше общаться с учениками — чтобы найти для себя новый смысл в работе и помочь детям расти и обучаться;
  • Собирать обратную связь от учеников и их родителей — чтобы посмотреть на свою работу под другим углом.

По такой логике интересное повышение квалификации или поездка на учительский фестиваль помогут лучше, чем отпуск. Но если у учителя совсем нет энергии, чтобы самому справиться с выгоранием — можно обратиться к психологу. Он поможет найти причины, поддержит и даст рекомендации, как выйти из состояния стресса.
Полезный материал?
Читайте также:
Читайте также: