Каждый день педагоги сталкиваются с трудностями: конфликты учеников, проблемы в общении с родителями, гора отчётов, новые стандарты — и ещё много всего. Мы поговорили с пятью учителями, выделили основные проблемы и узнали, как их можно решить.
1️⃣ Профессиональное выгорание
Юлия Емельянова
Это самая страшная беда современного учителя: много отчётности, иногда трудная коммуникация с родителями учеников, темп жизни и работы, обилие обязательных мероприятий. Всё это приводит к тому, что учитель истощается эмоционально и физически, теряет интерес не только к профессии, но и к жизни в целом.
Решение: беречь себя. Понимать, что за постоянную работу памятник не поставят и что незаменимых людей не бывает. Поэтому важно правильно расставлять приоритеты. Не стоит ставить профессиональные и рабочие задачи выше личных интересов, выше семьи и своего здоровья. Если у учителя есть внутреннее ощущение гармонии, которое появляется, когда всё в балансе, то и выгорание отступает.
Александр Оджо
Раздражительность и повышение голоса — это первые предвестники эмоционального выгорания.
Решение: важно больше общаться с близкими и родными, найти время для себя, сделать передышку — причём не просто лежать в кровати, а заняться чем-то интересным.
2️⃣ Учеников сложно увлекать
Татьяна Русских
Ученики не готовы самостоятельно работать на уроке. Постоянно требуется помощь учителя: они не могут найти нужную информацию, хотят, чтобы за них всё сделали. Поэтому опыт самостоятельного обучения необходимо тренировать уже в начальной школе и к старшей школе его сформировать.
Решение: обратиться к модели этапов самостоятельного обучения (SSDL). Во время учёбы каждый ученик проходит несколько позиций.
Зависимый. На этом этапе нужны чёткие инструкции от учителя, тренировка, моментальная обратная связь, работа по инструкциям. Роль учителя — тренер.
Заинтересованный. Готов браться за самостоятельную работу, но с небольшими инструкциями и сопровождением. Роль учителя — мотиватор. На этом этапе ученика можно поддержать вдохновляющими лекциями, работой в группе с проектами и чёткими инструкциями.
Вовлечённый. Может уже учиться самостоятельно, работать в проектах на несколько уроков. Роль учителя — фасилитатор.
Самонаправленный — мечта каждого учителя. Ученик знает, зачем учится и как учится. Роль учителя — куратор.
Благодаря постепенному переходу от одной позиции к другой ученик постепенно готовится к самостоятельному осознанному обучению. В зависимости от преобладающего типа учеников в классе, учитель может строить образовательную деятельность на уроке — и поэтапно выводить учеников на более высокий уровень.
Лада Сащенко
Возрастает количество учеников, которым неинтересно заниматься — что бы учитель ни делал. Отсутствует интерес к учёбе, который многие ученики и их родители путают с развлечением.
Решение: добавлять в уроки элементы геймификации. Например, можно предложить задания из LearningApps и УДОБА, но в режиме самообучения. То есть подбирать такие комплекты заданий, чтобы ученики узнали что-то новое или повторили материал. Лада применяет этот метод во всех классах, по некоторым темам сама создаёт задания.
Если хочется увлечь школьников окружающим миром — можно им дать задания, для выполнения которых надо что-то сфотографировать, понаблюдать, зарисовать объекты в быту, в пространстве школы, микрорайона, города. Или найти и уточнить информацию о разных объектах — такую, чтобы потенциально у учеников появился интерес.
3️⃣ Коммуникация с родителями
Лада Сащенко
Родители заинтересованы в оценках, а не в приобретаемых знаниях и умениях. Растёт число родителей, которым оценка намного важнее реального результата.
Решение: Лада публикует в своих соцсетях и школы фотоотчёты с работами учеников. Когда их оценивают посторонние люди, да ещё и пишут мотивирующие комментарии — ребята получают эмоциональную оценку, которой не хватает дома. А родители начинают немного иначе смотреть на то, чем их дети занимаются в школе.
Татьяна Русских
Многие родители не понимают, зачем использовать современные педагогические и цифровые технологии на уроке, требуют вести уроки в традиционной форме.
Решение: пригласить родителей на урок и показать им современный формат. Также проводить просветительские семинары и рассказывать, какие компетенции необходимы будущим выпускникам.
Ещё можно приводить аналогии, которые будут понимать родители. Например, в своём детстве они пили рыбий жир ложками. Сейчас появились витамины в капсулах, и родители с удовольствием дают их своим детям — современный вариант оказался лучше. В образовании точно так же: появились технологии, которые помогают на уроках — и их полезно использовать.
Мария Калужская
Иногда попадаются всезнающие родители, с которыми трудно выстраивать коммуникацию даже опытному педагогу.
Решение: выстроить стиль общения с ними и установить правила.
Сформулировать свои требования и не отступать от них в дальнейшем. Только важно, чтобы правила были разумными и обоснованными с точки зрения пользы для детей.
Общаться на языке фактов, фильтровать лишние эмоции и интерпретации.
Чаще выходить на открытый диалог, презентовать и объяснять грядущие изменения и свои действия в этом контексте.
Привлекать родителей к решению разных вопросов в качестве экспертов и советчиков, поощрять их активность и готовность сотрудничать.
Учитель сдаёт отчёты, циклограммы, характеристики. Параллельно ведёт уроки, проводит олимпиады, проверяет работы. Иной раз кажется, что всё против учителей.
Решение: говорить с коллегами и руководством о том объёме работы, который выполняет учитель. Только это должно быть не в формате жалобы, а сообщением по делу. Возможно, коллеги просто не знают, что учитель выполняет столько задач.
Лада Сащенко
У Лады много предметов и много классов. По всем предметам надо организовывать сбор работ от учащихся, в том числе творческих, а ещё напоминать о сроках выполнения — и самой не забывать о них.
Решение:
Использовать календарь со сроками сдачи работ и настроить оповещения.
Научить школьников присылать работы на почту или в соцсети, попросить ставить тему или тег, чтобы не потерять.
Размечать почту метками, чтобы быстрее искать нужные.
Использовать таблицы самозаписи, чтобы ученики самостоятельно записывались и ставили ссылки на работы.
Если надо срочно просмотреть работы, можно разрешить ученикам отправить их в мессенджер, но строго ограничить сроки сдачи: например, принимать работы в течение двух часов. Это позволит разделить потоки работ и проверять их пакетами от одного класса по одному предмету.
Мария Калужская
Объём отчётности меньше не становится, а зачастую дублируется: бумажный и цифровой вариант. Рутинная и неэффективная работа не оставляет времени для творческих порывов и простого человеческого контакта с детьми и коллегами.
Решение:
Распределять задачи внутри команды педагогов: кто-то пишет шаблон, остальные только вставляют свои данные.
Назначать «дежурных» по текущей отчётности.
Использовать чужие одобренные образцы, не заморачиваться с точными подсчётами — на уровне больших данных ошибки в сотых будут незаметны.
Ограничивать время на «текучку» — и за рамки не выходить. Важные и несрочные дела более значимы.
5️⃣ Общение с детьми
Мария Калужская
Современные подростки уже не воспринимают авторитарный стиль общения — и могут достаточно резко реагировать. Приятельский тоже не подходит — в таком формате учитель рискует уничтожить необходимую дистанцию и утратить роль наставника.
Решение: задать нужный тон и стиль в отношениях с современными детьми.
Установить уважительные партнёрские отношения и чёткие правила общения.
Зафиксировать свой статус учителя тем, что вы можете наладить коммуникацию и быть примером адекватного поведения.
Не вестись на провокации, быть ровным и доброжелательным со всеми.
Избегать субъективности в оценках и суждениях.
Всегда принимать решения, даже трудные, в интересах развития и взросления ученика.