Сферум для учителей
06.10.2022

Как меньше уставать от бумажной работы: советы эффективного учителя

Учителя не только ведут уроки, но и делают много того, что скрыто от глаз учеников. Это бумажная работа — составить рабочую программу по предмету, заполнить отчёты, поставить оценки и пропуски в электронный журнал. Для классных руководителей добавляются отчёты по классу, план воспитательной работы.

Как оптимизировать бумажную работу и меньше от неё уставать — обсудили с Амбассадорами цифрового образования: педагогом-психологом Олесей Малыш и учителем информатики Алексеем Атапиным.

Как спланировать бумажную работу

Спланировать бумажную работу достаточно сложно, потому что задача по отчётности может упасть внезапно. Но есть плановые задачи внутришкольного контроля, которые делают по графику. Также существует циклограмма, в которой указывают время на работу с документацией.

Ещё планировать бумажную работу можно в зависимости от срочности. Например — работать в электронном журнале параллельно с уроком и сразу выставлять оценки, чтобы не тратить на это время потом. А остальную бумажную работу отложить до дедлайна. Такой подход помогает расставить приоритеты. В условиях ограниченности времени учитель может эффективно работать и при этом контролировать свой график.

Советы, как оптимизировать бумажную работу

Создайте план, по которому будете заполнять документацию — начиная с самых крупных отчётов и проектов и заканчивая самыми мелкими. В течение года приходит отчётность одинаковой формы, поэтому можно спланировать работу по её подготовке и быстро выполнить задание.
Олеся Малыш
Педагог-психолог
Правильно расставляйте приоритетность задач — это делает их более конкретными. Планируйте своё время и решайте конкретную задачу в конкретный момент времени.
Алексей Атапин
Учитель информатики

Какие цифровые инструменты помогут

Олеся использует онлайн-формы, таблицы, документы. С их помощью удобно обобщать информацию и работать совместно с другими коллегами, что очень полезно. Также педагог часто использует программы для планирования задач — Todoist и Trello. Это помогает не пропустить дедлайны, когда нужно заполнить и сдать отчёты.

Алексей старается минимизировать работу с бумажными документами. По его мнению, цифра помогает быстро реагировать на изменения, поэтому педагог активно использует онлайн-презентации Prezi и Slides, таблицы и формы от Google и Яндекс.

Как не выгореть, пока работаете с документами

Бумажная работа требует усидчивости и других черт характера, без которых учителю будет сложно. Но есть и та часть работы, на которую он может влиять. Чтобы меньше уставать от отчётов, педагог-психолог Олеся Малыш рекомендует:

  • Попробовать оптимизировать свои документы, в том числе при помощи цифровых инструментов.
  • Перевести часть документов в цифровой формат и всегда иметь доступ к его редактированию.
  • Пользоваться наработками своих коллег из других школ и регионов.

Если вы постоянно чувствуете себя уставшим — нужно разобраться, нет ли у вас выгорания. В статье «Профессиональное выгорание учителей: как его обнаружить и помочь себе» рассказали, почему эта проблема есть у 75% учителей и что сделать, чтобы улучшить своё состояние.
Полезный материал?
Читайте также: