Сферум для учителей
16.01.2023

Как учителю общаться с учениками в интернете

96% преподавателей имеют страницы в социальных сетях, а 73% из них добавляют в друзья своих учеников. Законов или правил, которые регулируют общение между учителями и учащимися, нет.

Педагог сам выбирает допустимые нормы: он может как лайкать посты учеников и дружески общаться, так и коротко и по делу отвечать в общем чате класса.

Также учитель и учащиеся регулярно общаются в учебных мессенджерах: направляют домашние задания, обсуждают предстоящие мероприятия и новости школы, назначают даты собраний.

В каком бы формате ни происходило общение, в коммуникации важно соблюдать границы, которые помогут улучшать отношения с учениками, а не ухудшать их.

Зачем учителям общаться с учениками в интернете

Общение в мессенджерах или на образовательных платформах помогает быстро распространить важную информацию и делает её максимально доступной для всех. Например, для ребят, которые обучаются дистанционно.

Онлайн-контакт с учителем может быть важным для детей, которые стесняются подойти к нему лично и спросить что-то или посоветоваться. Написать сообщение многим людям проще, чем обсуждать проблему устно.

Страница в социальной сети может изменить отношение ученика к учителю. Через её содержание ребёнок осознаёт, что учитель — такой же человек со своими увлечениями: он тоже слушает музыку, смотрит кино, у него есть собака. А когда у детей есть интерес к учителю как к человеку, они могут даже начать лучше учиться.

Как общаться с учениками в общем чате

В чате может находиться несколько десятков человек, и если каждый будет писать в него, может возникнуть беспорядок. Поэтому важно установить правила общения в чате и закрепить их. Например:

  • Установите время, в которое вы отвечаете на сообщения в этом чате. Укажите, на какие вопросы вы отвечаете.
  • Объясните, что всю мысль лучше поместить в одно сообщение, а не отправлять в чат по одному слову или предложению. Мысль может быть не окончена, а на фразу уже начнут отвечать. Если раздробить мысль на несколько сообщений, её могут перебивать другими репликами и получится путаница.
  • Ограничьте круг тем, которые можно затрагивать в чате. Запретите обсуждение людей в чате. Если два человека ведут между собой диалог, который не касается одноклассников, посоветуйте им перейти в личку. Так в чате будет меньше малосодержательных сообщений и поводов для травли, обид.

Не создавайте в чате поводы для обсуждения других людей. Это может быть обидно и создаст конфликт. Например, если у вас есть фотографии с мероприятия, на которых некоторые дети получились плохо, лучше не публикуйте их. Реакция на такие фотографии может быть разной: кому-то будет смешно, а кому-то — обидно.

Не шутите над отдельными учениками, особенно если это касается их внешности, умственных способностей или интересов. В противном случае вы можете спровоцировать травлю, конфликт и обиду на вас.

Не ругайте и не поучайте учеников в чате. Это также может вызвать травлю, обиду и создать конфликт. Регулируйте общение детей в чате на неоднозначные темы: о религии, политике, заработках и работе родителей и прочем.

Если между детьми возник конфликт, дайте им возможность высказать своё мнение. Регулируйте его, но не вставайте ни на чью сторону. Не оценивайте слова детей. Они должны научиться самостоятельно разрешать конфликты с помощью общения.

Школьные чаты: как наладить общение с родителями

Важно выстроить экологичное общение в чатах не только с учениками, но и с их родителями. Как именно --- рассказываем в статье

Школьные чаты: как наладить общение с родителями

Важно выстроить экологичное общение в чатах не только с учениками, но и с их родителями. Как именно --- рассказываем в статье

Как вести свою страницу в социальных сетях

В России большая часть учителей пользуются ВКонтакте и всегда есть шанс опубликовать картинку, видео или пост, которые осудят ученики, родители или другие учителя. Поэтому стоит соблюдать этикет.

Не обсуждайте публично учеников, их родителей и коллег.
Не публикуйте картинки, видео, аудио и посты, в которых используется нецензурная лексика. Ученики или их родители могут обратить внимание на такой контент, а потом неожиданно упрекнут вас за него.

Если добавляете учеников в друзья — добавляйте всех. Если не добавляете — не делайте исключения ни для кого. Не стоит выделять «любимчиков».

Если к вам активно добавляются ученики и вы с ними общаетесь, создайте на страничке пост с правилами и закрепите его. Напишите, в какое время вы отвечаете на сообщения, о чём вы готовы общаться, а о чём — нет. Напомните, что в социальных сетях к вам, как и в школе, нужно обращаться по имени и отчеству и на «вы».

Если вы публикуете посты с забавными ошибками учеников или разбираете их решения — сначала спросите у ученика (и, возможно, у его родителя) разрешение на публикацию. Это вежливо и уважительно.

Если хотите публиковать то, что вам нравится, а не то, что приемлемо для учеников, используйте настройки приватности. Можно создать список друзей, которым будут видны все ваши посты. Остальные люди будут видеть только то, что вы готовы показать.

Как общаться с учениками один на один

Правила общения в чате сохраняются и при беседе тет-а-тет: ограничьте время, в которое вам можно писать, и темы, на которые вы готовы общаться.

Не игнорируйте сообщения учеников. Если вы создадите дружеские отношения, ученик будет проявлять к вам больше уважения, сможет доверять и даже может начать лучше учиться. Особенно важно давать развёрнутые ответы детям, которые никогда не подходят к вам лично с вопросами, потому что стесняются или боятся показаться глупыми.

Мессенджеры или социальные сети — единственная возможность для них пообщаться с вами. Часто у таких детей есть проблемы в общении — вы можете помочь преодолеть их.

Если вы видите, что ученик написал депрессивный пост или регулярно постит печальные картинки, мягко обсудите это с ребёнком в личных сообщениях. Возможно, сейчас ему тяжело, и вы можете помочь. Также стоит сообщить о состоянии ребёнка родителям.

Ученик может добавиться в друзья к вам, а затем опубликовать неэтичный пост о вас. Например, видео, в котором он записал, как вы оговорились. Поговорите об этом с учеником один на один: объясните ему, какие чувства у вас вызвал этот пост — это настроит на доверительный лад.

Затем спросите, зачем он это сделал и как можно было поступить по-другому. Также можете напомнить о том, что человек несёт ответственность за свои действия, и посты в интернете могут обижать других людей.
Полезный материал?
Читайте также: