Сферум для учителей
Светлана Терских
Учитель русского языка и литературы в Опытненской школе Усть-Абаканского района, села Зелёное в республике Хакасия
11.01.2024

«Преподавание в школе затягивает, становится частью тебя, и уйти из него невозможно»

11.01.2024
«Преподавание в школе затягивает, становится частью тебя, и уйти из него невозможно»
Светлана Терских — учитель русского языка и литературы из республики Хакасия и победительница проекта «Лица Сферума». Она родилась в педагогической семье, хотела стать университетским работником, но выбрала преподавание в школе. Светлана любит читать и писать письма, путешествует по литературным местам и мотивирует своих учеников во всём доходить до сути.

В нашей рубрике «Быть учителем» Светлана рассказывает, как учит детей понимать русскую классику, использует для уроков нейросети, а в чатах помогает ученикам справляться со школьными и житейскими трудностями.
Светлана Терских — учитель русского языка и литературы из республики Хакасия и победительница проекта «Лица Сферума». Она родилась в педагогической семье, хотела стать университетским работником, но выбрала преподавание в школе. Светлана любит читать и писать письма, путешествует по литературным местам и мотивирует своих учеников во всём доходить до сути.

В нашей рубрике «Быть учителем» Светлана рассказывает, как учит детей понимать русскую классику, использует для уроков нейросети, а в чатах помогает ученикам справляться со школьными и житейскими трудностями.

Как вы решили стать учителем

В раннем детстве мне очень нравилось проверять тетради. Просила бабушку писать для меня, чтобы я могла проверить. К тому же у меня педагогическая семья: сестра, дедушка, тётя — учителя русского и литературы, а другая тётя — директор детского сада. У меня даже не было вопроса о выборе профессии: я знала, кем стану, когда вырасту. Также я всегда любила читать — это моя работа и моё хобби. Я говорю своим ученикам: читающий человек — это тот, кто владеет информацией. А тот, кто владеет информацией — владеет миром.

В 2001 году я поступила на филологический факультет Хакасского государственного университета в городе Абакане. Учёбы было много, и она была интересной: не жалею о ночах, проведённых в библиотеке. И всегда буду помнить своих преподавателей, которые вкладывали в нас знания, направляли и вдохновляли.

На последнем курсе я работала в научной части на своём факультете. Потом у меня был декретный отпуск, и он внёс коррективы в мои планы: я оставила кафедру и взяла перерыв в профессии. В 2013 году пошла работать в Опытненскую школу Усть-Абаканского района, села Зелёное в республике Хакасия. Мне нравилась работа в университете в окружении любимых преподавателей, но будь у меня возможность вернуться, я бы ей не воспользовалась — это пройденный этап, а преподавание в школе затягивает, становится частью тебя, и уйти из него невозможно. Эта школа — первая для меня и единственная.

Моя глобальная цель, с которой я шла в педагогику — показать детям литературу, привить им любовь к чтению и к русскому языку. Считаю, что учитель должен раскрывать личности школьников, развивать их таланты и помогать найти себя. Я стараюсь быть вдохновителем для учеников.

Удивительно, как каждый год одни и те же произведения мы с ребятами воспринимаем по-новому: в этом магия литературы. К примеру, в шестом классе разбираем «Дубровского». В прошлом году учеников эта книга не зацепила, мы прошли её быстро, обзорно. А в этот раз она отозвалась у ребят: они искренне переживали за персонажей, задавали вопросы. У нас были жаркие споры. Дети не понимали, почему Маша отказала Дубровскому, и я объясняла им социальный и исторический контекст: героиня была обручена.
Как вы решили стать учителем
В раннем детстве мне очень нравилось проверять тетради. Просила бабушку писать для меня, чтобы я могла проверить. К тому же у меня педагогическая семья: сестра, дедушка, тётя — учителя русского и литературы, а другая тётя — директор детского сада. У меня даже не было вопроса о выборе профессии: я знала, кем стану, когда вырасту. Также я всегда любила читать — это моя работа и моё хобби. Я говорю своим ученикам: читающий человек — это тот, кто владеет информацией. А тот, кто владеет информацией — владеет миром.

В 2001 году я поступила на филологический факультет Хакасского государственного университета в городе Абакане. Учёбы было много, и она была интересной: не жалею о ночах, проведённых в библиотеке. И всегда буду помнить своих преподавателей, которые вкладывали в нас знания, направляли и вдохновляли.

На последнем курсе я работала в научной части на своём факультете. Потом у меня был декретный отпуск, и он внёс коррективы в мои планы: я оставила кафедру и взяла перерыв в профессии. В 2013 году пошла работать в Опытненскую школу Усть-Абаканского района, села Зелёное в республике Хакасия. Мне нравилась работа в университете в окружении любимых преподавателей, но будь у меня возможность вернуться, я бы ей не воспользовалась — это пройденный этап, а преподавание в школе затягивает, становится частью тебя, и уйти из него невозможно. Эта школа — первая для меня и единственная.

Моя глобальная цель, с которой я шла в педагогику — показать детям литературу, привить им любовь к чтению и к русскому языку. Считаю, что учитель должен раскрывать личности школьников, развивать их таланты и помогать найти себя. Я стараюсь быть вдохновителем для учеников.

Удивительно, как каждый год одни и те же произведения мы с ребятами воспринимаем по-новому: в этом магия литературы. К примеру, в шестом классе разбираем «Дубровского». В прошлом году учеников эта книга не зацепила, мы прошли её быстро, обзорно. А в этот раз она отозвалась у ребят: они искренне переживали за персонажей, задавали вопросы. У нас были жаркие споры. Дети не понимали, почему Маша отказала Дубровскому, и я объясняла им социальный и исторический контекст: героиня была обручена.
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Автор фото: Евгений Котельников

Что для вас самое важное в работе

— Смысл моей работы — показать детям глубину материала, который мы изучаем. Когда я разрабатываю план урока, я задаюсь вопросом: с чем ребята уйдут после него?

Мой идеальный урок — тот, на котором дети работают с горящими глазами, им интересно, они задают вопросы. В такие уроки вкладываешь не только знания, но и саму душу. Недавно я проводила подобный урок по теме «Поиск правды в пьесе Максима Горького "На дне"». Мы пригласили к обсуждению психолога, смоделировали ситуацию: девочка хорошо училась, но плохо сдала экзамены. Одна часть класса должна была придумать для неё негативный сценарий развития, а другая, с позиции горьковского персонажа Луки — позитивный, утешительный. Так ребята смогли поставить себя на место героев пьесы и понять важность эмпатии.

Сейчас я веду шестой класс, все дети очень разные. С подростками нелегко работать — нужно осторожно выбирать слова, когда общаешься с ними. У меня недавно был контрольный диктант, и одна девочка не могла быстро записать текст. Я указала ей на проблему — а она заплакала. Мне стало не по себе: было жалко ребёнка, почувствовала себя виноватой. Дала ей платок, чтобы она вытерла слёзы. После контрольной извинилась перед ней, объяснила: я тоже могу быть не права, могу нечаянно надавить. Родителям рассказала про эту ситуацию, они отнеслись с пониманием — главное, что девочку удалось успокоить и поговорить с ней.
Что для вас самое важное в работе
Смысл моей работы — показать детям глубину материала, который мы изучаем. Когда я разрабатываю план урока, я задаюсь вопросом: с чем ребята уйдут после него?

Мой идеальный урок — тот, на котором дети работают с горящими глазами, им интересно, они задают вопросы. В такие уроки вкладываешь не только знания, но и саму душу. Недавно я проводила подобный урок по теме «Поиск правды в пьесе Максима Горького "На дне"». Мы пригласили к обсуждению психолога, смоделировали ситуацию: девочка хорошо училась, но плохо сдала экзамены. Одна часть класса должна была придумать для неё негативный сценарий развития, а другая, с позиции горьковского персонажа Луки — позитивный, утешительный. Так ребята смогли поставить себя на место героев пьесы и понять важность эмпатии.

Сейчас я веду шестой класс, все дети очень разные. С подростками нелегко работать — нужно осторожно выбирать слова, когда общаешься с ними. У меня недавно был контрольный диктант, и одна девочка не могла быстро записать текст. Я указала ей на проблему — а она заплакала. Мне стало не по себе: было жалко ребёнка, почувствовала себя виноватой. Дала ей платок, чтобы она вытерла слёзы. После контрольной извинилась перед ней, объяснила: я тоже могу быть не права, могу нечаянно надавить. Родителям рассказала про эту ситуацию, они отнеслись с пониманием — главное, что девочку удалось успокоить и поговорить с ней.
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Автор фото: Евгений Котельников

Как вы развиваетесь в профессии

В первую очередь стараюсь не пропускать ни предметных, ни творческих конкурсов. В этом году стала призёром регионального этапа в проекте «Флагманы образования». А недавно участвовала в конкурсе «Хранитель русского языка» и тоже заняла место призёра в регионе. Часто участвую в проектах Сферума — и выиграла уже три колонки VK Капсулы.

Также для меня важно усиливать цифровые навыки. В первую очередь — владение фотошопом. Пока я разобралась в инфографиках, могу сделать планер или блокнот, но хотелось бы уметь рисовать схемы и визуализировать тему. Также хочу приобрести навыки дизайна — мечтаю создать с учениками графический роман.

Ещё мне важно обучиться правильному планированию. Я восхищаюсь людьми, которые могут написать для себя чёткие планы и реализовывать их. У меня это не всегда получается: идей порой больше, чем действий.

Также я регулярно слежу за публикациями педагогов: Дианы Минец, Натальи Сченснович, Натальи Смарыгиной, Татьяны Черниговской. У них есть чему поучиться. Самое важное для меня — это то, что я могу напрямую задать им вопрос, и они на него ответят. Здорово, что медийные люди помогают своим коллегам-учителям. Благодаря этому чувствуешь себя частью большого педагогического сообщества.
Как вы развиваетесь в профессии
В первую очередь стараюсь не пропускать ни предметных, ни творческих конкурсов. В этом году стала призёром регионального этапа в проекте «Флагманы образования». А недавно участвовала в конкурсе «Хранитель русского языка» и тоже заняла место призёра в регионе. Часто участвую в проектах Сферума — и выиграла уже три колонки VK Капсулы.

Также для меня важно усиливать цифровые навыки. В первую очередь — владение фотошопом. Пока я разобралась в инфографиках, могу сделать планер или блокнот, но хотелось бы уметь рисовать схемы и визуализировать тему. Также хочу приобрести навыки дизайна — мечтаю создать с учениками графический роман.

Ещё мне важно обучиться правильному планированию. Я восхищаюсь людьми, которые могут написать для себя чёткие планы и реализовывать их. У меня это не всегда получается: идей порой больше, чем действий.

Также я регулярно слежу за публикациями педагогов: Дианы Минец, Натальи Сченснович, Натальи Смарыгиной, Татьяны Черниговской. У них есть чему поучиться. Самое важное для меня — это то, что я могу напрямую задать им вопрос, и они на него ответят. Здорово, что медийные люди помогают своим коллегам-учителям. Благодаря этому чувствуешь себя частью большого педагогического сообщества.
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Автор фото: Евгений Котельников

Как цифровые технологии помогают вам в работе?

У меня нечасто бывают онлайн-уроки — обычно с заболевшими детьми либо дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. Но мне нравится этот формат: удобно делиться наработками и собирать информацию в чатах.

А вот в мессенджерах я общаюсь со своими учениками и их родителями часто: отвечаю на сообщения до десяти вечера, а иногда и позже — я не ставлю жёстких рамок. Мы можем обсуждать как учебные, так и житейские вопросы. Недавно ученик спрашивал в чате про новогодний марафон «Огоньки Сферума»: «Для конкурса нужно принести ёлку?» И мы всем классом решали, где ребёнку её отыскать. В итоге дерево нашлось у его друга, и теперь нарядная ель стоит у нас в классе. Мне нравится, как социальные сети помогают заботиться о ребятах и помогать им на расстоянии. Когда мне пишут ученики, я не отказываюсь от общения.

На уроках мы с ребятами часто применяем разные цифровые инструменты. Три наших любимых:

  • Инфографики. Недавно у нас в классе была «Неделя наук», мы распечатали огромный ростомер, где указали рост писателей. Дети были в восторге — всем хотелось узнать, с каким классиком они одного роста.
  • Нейросети. С их помощью визуализируем названия произведений, оживляем персонажей, изучаем портреты прозаиков и поэтов, иллюстрируем романы и стихотворения. Детей очень впечатляют такие возможности.
  • Голосовые помощники. Они подсказывают, как правильно читаются слова и куда ставить ударение.

У меня есть много идей насчёт того, как применить технологии в обучении. Можно организовать квесты, поиски клада, бродилки, викторины. Детям они безумно нравятся. Главное — соблюдать баланс между активностями в онлайн-среде и офлайне.
Как цифровые технологии помогают вам в работе?
У меня нечасто бывают онлайн-уроки — обычно с заболевшими детьми либо дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ. Но мне нравится этот формат: удобно делиться наработками и собирать информацию в чатах.

А вот в мессенджерах я общаюсь со своими учениками и их родителями часто: отвечаю на сообщения до десяти вечера, а иногда и позже — я не ставлю жёстких рамок. Мы можем обсуждать как учебные, так и житейские вопросы. Недавно ученик спрашивал в чате про новогодний марафон «Огоньки Сферума»: «Для конкурса нужно принести ёлку?» И мы всем классом решали, где ребёнку её отыскать. В итоге дерево нашлось у его друга, и теперь нарядная ель стоит у нас в классе. Мне нравится, как социальные сети помогают заботиться о ребятах и помогать им на расстоянии. Когда мне пишут ученики, я не отказываюсь от общения.

На уроках мы с ребятами часто применяем разные цифровые инструменты. Три наших любимых:

  • Инфографики. Недавно у нас в классе была «Неделя наук», мы распечатали огромный ростомер, где указали рост писателей. Дети были в восторге — всем хотелось узнать, с каким классиком они одного роста.
  • Нейросети. С их помощью визуализируем названия произведений, оживляем персонажей, изучаем портреты прозаиков и поэтов, иллюстрируем романы и стихотворения. Детей очень впечатляют такие возможности.
  • Голосовые помощники. Они подсказывают, как правильно читаются слова и куда ставить ударение.

У меня есть много идей насчёт того, как применить технологии в обучении. Можно организовать квесты, поиски клада, бродилки, викторины. Детям они безумно нравятся. Главное — соблюдать баланс между активностями в онлайн-среде и офлайне.
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Фото: Евгений Котельников
Светлана Терских на стратегической сессии по итогам олимпиады «Лица Сферума»
Автор фото: Евгений Котельников

Что вас вдохновляет

Я открыла для себя профессиональное удовольствие в путешествиях по литературным местам: мне очень понравилось в Москве и Красноярске. Хочется увидеть ещё города, которые описывали в своих произведениях классики, побывать в литературных музеях. Такие поездки заряжают энергией.

И в целом считаю, что вдохновение можно найти во всём, что окружает нас в жизни: например, в ярком тёплом солнце. Сейчас в Хакасии смог, и я ощущаю нехватку света. В такие моменты может порадовать чашка вкусного кофе и добрая книга.

А недавно стала увлекаться посткроссингом — пересылаем друг другу с коллегами открытки и письма. Когда прихожу домой, вижу в почтовом ящике стопку открыток. Не читаю их все сразу, чтобы растянуть удовольствие. А ещё с учениками мы дружим классами, отправляем письма, открытки и видеопоздравления. Так мои ребята учатся писать, формулировать мысли и понимать, что приятно не только получать подарки, но и дарить.

Больше всего вдохновляют победы учеников. Благодаря им видишь, ради чего приходишь на работу, стремишься к большему и развиваешься.
Что вас вдохновляет
Я открыла для себя профессиональное удовольствие в путешествиях по литературным местам: мне очень понравилось в Москве и Красноярске. Хочется увидеть ещё города, которые описывали в своих произведениях классики, побывать в литературных музеях. Такие поездки заряжают энергией.

И в целом считаю, что вдохновение можно найти во всём, что окружает нас в жизни: например, в ярком тёплом солнце. Сейчас в Хакасии смог, и я ощущаю нехватку света. В такие моменты может порадовать чашка вкусного кофе и добрая книга.

А недавно стала увлекаться посткроссингом — пересылаем друг другу с коллегами открытки и письма. Когда прихожу домой, вижу в почтовом ящике стопку открыток. Не читаю их все сразу, чтобы растянуть удовольствие. А ещё с учениками мы дружим классами, отправляем письма, открытки и видеопоздравления. Так мои ребята учатся писать, формулировать мысли и понимать, что приятно не только получать подарки, но и дарить.

Больше всего вдохновляют победы учеников. Благодаря им видишь, ради чего приходишь на работу, стремишься к большему и развиваешься.
Полезный материал?
Читайте также: