Сферум для учителей
11.07.2023

Как учителю найти первое место работы: отвечают руководители школ

Что указать в резюме, когда нет опыта работы? На какие региональные меры поддержки обратить внимание молодому специалисту? Как проходит «тест-драйв» в школе? На эти и другие вопросы в статье отвечают четыре специалиста, которые нанимают сотрудников в школу: директора школ и заместитель директора.

Принимают ли школы учителей без опыта

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— К нам приходят не только педагоги без опыта, но и люди не из сферы образования — например, из бизнеса. Для нас самое главное — энтузиазм, упорство и желание работать с детьми. Если человек переходит в педагогику из другой области, я оцениваю, насколько это осознанный выбор.

Отмечу, что если педагог долгие годы работал в системе, где не было места технологиям, интерактивным методикам и новым подходам к обучению, такой опыт может даже стать минусом.
Алексей Атапин
Директор лицея «Престиж» в Самаре

— Если у нас нет вакансии, мы всё равно проводим встречи с перспективными педагогами — даже когда у них нет опыта.
В общении с начинающим учителем я смотрю, насколько он погружён в специфику своего предмета, спрашиваю, какие учебники или пособия он предпочитает, выясняю, какой профессиональной подготовкой занимался в вузе — например, какой была учебная практика или подработка. Также для меня важна общая мотивация к работе.
Нина Данилина
Директор школы № 27
— Очень часто молодые педагоги, которые только окончили вуз, более мотивированы, у них нет профессионального выгорания и они увлечены своим делом, поэтому мы всегда рассматриваем их кандидатуры.

При этом мы понимаем, что таким учителям нужны наставники — более опытные учителя, поэтому назначаем им менторов на уроках и для методической помощи.
Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— Мы принимаем на работу и выпускников профильных вузов, и тех, у кого не было педагогического бэкграунда. При этом мы закрепляем наставника за таким специалистом и даём минимальную нагрузку, чтобы легче было войти в профессию.

Какие качества молодых педагогов ценятся в школе

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— Я больше всего ценю гибкость, мобильность, чувство юмора, умение признавать свои ошибки. Кандидат должен уметь взаимодействовать с детьми и коллегами. Предметные знания тоже, конечно, важны. Но их легче приобрести, чем мягкие навыки.

Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— Я считаю, что учитель выступает эталоном для детей. Поэтому главные качества — это честность, доброжелательность, коммуникабельность, творческий подход и стрессоустойчивость. И, конечно, то, без чего невозможно представить себе учителя — любовь к детям и своей профессии.

Что стоит включить в резюме начинающему учителю

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— Если у кандидата нет опыта работы, в резюме меня интересуют образовательные проекты: участие в летних лагерях в качестве вожатого, волонтёрства, походы и экскурсии. Но я не считаю, что резюме играет решающую роль при трудоустройстве. Главное — как человек общается, держит себя, доносит мысль. Мы можем также устроить молодому педагогу «тест-драйв» — дать провести пару пробных уроков или поучаствовать в учебных мероприятиях, чтобы увидеть его в деле.

Алексей Атапин
Директор лицея «Престиж» в Самаре

— Я обращаю внимание на информацию о месте практики, участии в околопрофессиональных мероприятиях. Ещё один важный пункт для меня — рекомендации.

Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— В резюме я смотрю на уровень общей подготовки и квалификации. Также важны личные достижения: участие в профессиональных конкурсах, портфолио, документы о переподготовке и повышении квалификации. Но самое главное — готовность педагога к работе с детьми и интерес к предмету.

Как подготовиться к собеседованию, если опыта совсем нет

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— В первую очередь я смотрю на то, как кандидаты отвечают на открытые вопросы: например, какие личные достижения у него есть, чему соискатель хочет научиться, с какими учениками ему интереснее всего заниматься. И стандартные вопросы — почему привлекает именно наша школа и как формируется мотивация. Так я оцениваю широту мышления соискателя, креативность, коммуникабельность и открытость.

В целом смысл собеседования — установить личный контакт с педагогом и сверить базовые ценности: наш человек или не наш.

Нина Данилина
Директор школы № 27
— Прежде чем взять любого учителя, мы проводим три этапа отбора. Первый — телефонное интервью, на котором мы знакомимся с педагогом. Затем — личная беседа, на которой узнаём больше об образовании и заслугах кандидата. В конце просим педагога провести пробный урок и после этого решаем, подойдёт он нам или нет.

Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— На собеседовании хочется больше узнать о личности кандидата, поэтому просим рассказать о себе. Затем задаём несколько вопросов на профессиональные темы, например: «Почему вы выбрали нашу гимназию?», «Что для вас самое трудное в работе учителя?», «Как, по-вашему, выглядит идеальный урок?». Также важны вопросы о самоотдаче: «Готовы ли вы к классному руководству или внеурочной деятельности?». Зачастую нам интересно узнать и об увлечениях кандидата, так как педагоги могут вовлечь учеников в любимое дело.

Ещё мы открыто говорим сотрудникам об окладе и рассказываем, как его можно увеличить в разы. В гимназии действует положение о надтарифном фонде, поэтому каждый учитель получает ежемесячную премию по итогам деятельности.

Что стоит узнать о школе на собеседовании

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— Посмотрите, сколько вам предлагают смен: две или одну. Если вы только окончили учёбу, работать много будет слишком трудно. Также обратите внимание, что вам должны установить адаптационный период, когда нагрузка не будет превышать 25 часов в неделю. Могут добавить проектную деятельность или классное руководство, но не учебные часы. Ещё важно критически оценивать свои ресурсы и способности, поэтому первое время не нагружайте себя сверх меры.

А если школа предлагает обучение для начинающего специалиста, советую им воспользоваться.

Алексей Атапин
Директор лицея «Престиж» в Самаре

— В Самарской области действуют программы поддержки для молодых педагогов. Например, ежемесячная премия в течение первых трёх лет работы. Советую узнать, есть ли в вашем регионе такие возможности.

Нина Данилина
Директор школы № 27
— Узнайте, закрепят ли за вами отдельный кабинет. Если да, выясните, несёте ли вы материальную ответственность за имущество в нём.

Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— Выясните, какой у вас распорядок дня: время начала и окончания уроков, их длительность, количество смен, время занятий внеурочной деятельностью. Также спросите про требования к внешнему виду педагога. Стоит также выяснить, закрепят ли за вами на первых порах наставника и какие возможности профессионального роста предоставляет школа.

Советы молодому учителю, которые помогут выбрать работу мечты

Мария Калужская
Заместитель директора по проектно-инновационной деятельности гимназии «Корифей»
— Определитесь, какого типа школа вас привлекает: например, школа-лаборатория, маленькое частное учреждение или лицей с профильным уклоном. Также обдумайте, в каком коллективе вам бы хотелось работать: станут ли ваши коллеги для вас наставниками или друзьями.

Сформулируйте свои ожидания от школы. Ищите ту, что вас раскроет, прокачает, где работа будет в радость.

Алексей Атапин
Директор лицея «Престиж» в Самаре

— Оценивайте свои ресурсы и способности адекватно: не принижайте себя и свои навыки, но и не преувеличивайте.

Юлия Мишина
Заместитель директора гимназии № 140 в Омске
— Не бойтесь собеседования с директором. Успокойтесь и помните о своих приоритетах. Ведите себя естественно и отвечайте на вопросы искренне.

Полезная статья?
Читайте также: