Сферум для учителей
03.11.2021

Екатерина Шинкоренко: «Обучать детей физике можно внутри компьютерной игры»

Март 2020 г. Школы срочно переводят на дистанционное обучение. Все в панике, никто не знает и не понимает, как его организовать, через какую программу связаться с учениками. Вдох-выдох. Пишу в общем чате: «Физматыши, что будем делать?». Ребята сразу предложили Discord. И следом им сообщение: «А теперь вы меня обучайте». Ученики даже сами выбрали в магазине мне наушники с гарнитурой, лишь бы уроки не пропадали! Поскольку у меня на каждый урок были готовы презентации с гифками, интерактивными моделями, аудио- и видеоматериалом, можно сказать, что переход был безболезненный.
Молодым специалистам рекомендую использовать уже готовые презентации, которые можно найти в Интернете. Это значительно сэкономит вам время подготовки к урокам!
20 марта во время урока один из учеников 8 класса спросил, видела ли я, как в ДГТУ (Донской государственный технический университет) провели урок в игре Minecraft. И тут же поступило предложение создать свою школу, в которой мы могли бы вести уроки. Да, я тут же дала согласие, но напомнила, что меня и здесь придётся обучать. Вот так из интереса геймера и желания использовать новую фишку в цифровом мире возникло обучение в виртуальном мире!
Minecraft — игра-«песочница», которая пользуется популярностью со дня создания в 2009 г. Было продано более 240 млн копий!

Сначала ребята построили черновой вариант, это была комнатка, в которой стояли столы и висели несколько картин. Однако о нашей школе узнали другие ребята, они стали заходить на наш сервер, и в итоге гриферы разрушили наш кабинет. Пока я горевала, ребята пытались искать новые пути взаимодействия: они собрались с несколькими старшеклассниками и построили огромную школу с большими лекториями, лабораторией и кинозалом!

В один из дней ученица написала, что смогла загрузить картинку на web-блок, так почему бы не попробовать загрузить презентации! Сначала мои разработки загружали в облачное хранилище, и потом ссылку на них вставляли в web-блоки. И заработало! Оказалось, что даже виртуальные интерактивные модели тоже можно загружать, и они работали. Это было настолько фантастично на тот момент! Мы стали проводить наши уроки как обычно, но в компьютерной игре. Поскольку игра платная и не все могли её приобрести, было решено, что остальные будут наблюдать процесс проведения урока через наши глаза. Мы были в своих аватарах, мы — цифровые, но мы — реальные люди!
После уроков иногда мы собирались с учениками в игре просто так, общались и достраивали школу: добавили камины и диванчики, отстроили столовую и кухню, мастерские, расставили растения и прочие мелочи для уюта. А около школы построили бассейн, американские горки и даже несколько лабиринтов с ловушками и потайными дверьми.

По сути, простой способ повеселиться перерос в новый взгляд на методику преподавания и школьную программу, ведь ни для кого не секрет, что для молодого поколения игры — это больше, чем просто способ отдохнуть. Как геймер прекрасно понимаю, что для поколения Z виртуальный мир — это и возможность развивать свои социальные навыки, и источник новых знаний. Кстати, исследование американских учёных из Университета Колорадо показало, что у детей, которые больше проводят времени в гаджетах, больше друзей. И это легко объяснить как социальными сетями, где можно найти больше знакомых, которые интересуются тем же самым, так и сообществами по разным компьютерным играм! Те самые сетевые игры, в которые играют ребята, помогают развивать soft skills: коммуникация и кооперация, критическое мышление и креативность, и даже эмоциональный интеллект.

Прошёл год, дистанционное обучение уже не вызывает приступ паники, программы и платформы освоены. Но тот уникальный опыт и те непередаваемые эмоции от уроков в игре не забылись! Ребята повзрослели и теперь готовы сами стать наставниками для учеников 5−9 классов. Мы решили создать свою систему по обучению в Minecraft, построить новую школу, в которую смогут приходить ученики не только нашей школы. В лекториях ученики смогут просматривать презентации, в кинозалах — видеоматериал по теме, в специальных лабораториях — интерактивные модели. Сейчас над проектом работают четыре человека, у каждого из которых свои обязанности: билдеры, комьюнити-менеджер, оператор видео. Данный проект требует больших денежных затрат, поэтому мы подали заявку на грантовый конкурс «Сквозные образовательные траектории» от Обрсоюза и прошли в финал! 15−17 октября мне предстоит защищать проект на конференции в Ялте. Призовые деньги будут потрачены на покупку в кабинет ноутбуков, и тогда дети смогут работать над проектом не дома, а в школе в рамках проектной деятельности.

Дистанционное обучение в таком, кажется, уже далёком 2020 году, было для многих неимоверно сложным и неудобным, кошмарным и ужасным. Но лично я до сих пор считаю, что это было лучшее, что со мной произошло за время работы в школе. Я убедилась на собственном примере, как важно в нынешнее время учителю быть гибким новатором и адаптивным профессионалом, мобильным наставником и творческим бунтарём, который готов пойти за детьми в их мир. Нам всем нужно осознать, что цифровизация не вместО, а вместЕ с образованием.

Екатерина Шинкоренко

Учитель физики и астрономии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Кемерово, победитель регионального конкурса «Онлайн-урок» 2020 г., финалист всероссийского грантового конкурса «Сквозные образовательные технологии» в номинации «Цифровизация» 2021 г.

Источник: Учительская газета
Полезный материал?
Читайте также: