Сферум для учителей
10.11.2022

Геймификация знаний или как использовать игровые механики на уроке физики

Развитие цифровых сервисов постепенно влияет на школьное образование. Учителя всё чаще используют интернет-платформы, чтобы разнообразить уроки. Некоторые из них осваивают квесты, чтобы сильнее вовлечь учеников, другие — разбираются с графическими редакторами, чтобы готовить материалы быстрее.

Мы поговорили с учителем физики, начальником отдела Академии Минпросвещения России Андреем Белышевым о том, что такое геймификация образования, насколько она связана с цифрой и почему учителям естественных наук стоит познакомиться с научно-просветительской платформой Homo Science и проектом «Атомный урок».

Что такое геймификация?

Впервые это явление упоминается в восьмидесятые годы. В то время набирали популярность настольные игры, на основе которых выделили основные принципы и атрибуты геймификации.

Принципы

  • Принцип мотивации. Участников нужно мотивировать к взаимодействию друг с другом, потому что игры — это не только про результат, но и про само действие.
  • Принцип неожиданных поощрений. Чем неожиданней и непредсказуемей будет приз, тем больше любопытства и положительных эмоций он вызовет.
  • Принцип статуса. Для многих людей в игре важна возможность оценить прогресс и сравнить с прогрессом оппонентов: баллы, графики, статистика.

Атрибуты

  • Баллы
  • Карточки
  • Награды
  • Уровни
  • Рейтинги
Выражаясь научным языком, геймификация — это включение игровых элементов в неигровые практики. Для учителя это означает использование принципов игры для решения педагогических задач.
Андрей Белышев
Учитель физики, начальник отдела Академии Минпросвещения России
Сорок лет назад вряд ли кто-то задумывался, что это явление начнёт влиять и на образование. Но повсеместная цифровизация со временем помогла адаптировать игровые механики для школы. Например, появились сервисы с квестами: на платформе Joyteka учитель может наполнить их предметным содержанием, а школьники соревноваться и узнавать новое.

В 2020 году появилась научно-просветительская платформа Homo Science при поддержке Госкорпорации «Росатом». Это просветительская программа, для которой экспертами и популяризаторами науки подготовлены полезные материалы и курсы для учителей и учеников. В одном из материалов мы уже писали о том, как их можно использовать на уроках для создания игровых заданий. Например, можно рассказать детям о том, как работает давление, с помощью материала про шарик, который не лопается при протыкании.

В программу Homo Science входит проект для педагогов и школьников «Атомный урок» — методические материалы, которые простым языком помогут рассказать детям о сложном — атомной энергетике. Над каждым материалом работают эксперты атомной отрасли, а также специалисты НИЯУ МИФИ. Уроки выстроены в интерактивном формате с использованием вовлекающих механик. Полученные знания школьники закрепляют в игровой форме, самостоятельно отвечая на интересующие их вопросы, что позволяет лучше понять и усвоить новый материал.
Методики, применяемые в рамках «Атомного урока», могут быть разнообразны. Можно, например, проводить занятие в форме групповой работы, эвристической беседы или их комбинации.
Андрей Белышев
Учитель физики, начальник отдела Академии Минпросвещения России
Но геймификация не обязательно ограничена использованием цифровых инструментов. Игры появились задолго до изобретения компьютера и интернета. Поэтому если на элективе по экономике учитель знакомит детей с финансовой грамотностью через игру в «Монополию», это тоже может считаться геймификацией.

Есть ли у этого плюсы?

Геймификация образования — относительно новое явление, поэтому вопрос о преимуществах и недостатках по-прежнему открыт. Мы обсудили с Андреем Белышевым, какие плюсы он и его коллеги видят в таком подходе к обучению, и попросили дать комментарии по каждому.

Повышает вовлечённость

Школьник из пассивного слушателя превращается в активного участника. Если добавить соревновательный элемент, то дети будут больше заинтересованы как в процессе, так и в результате.

Позволяет пересмотреть роли

Педагог в этом формате может сознательно отказаться от своего статуса на время игры. Он больше не обязан быть транслятором знаний: его задача — устанавливать и поддерживать правила игры, в которую эти знания уже заложены. Такой подход эффективнее, увлекательнее и менее энергозатратен.

Помогает изучить вопросы шире

Виртуальные платформы позволяют провести эксперименты в тех областях, где это невозможно в рамках реальной школьной практики. Например, при изучении ядерной физики. Кроме того, с их помощью можно легко встроить эксперимент в игровой сюжет, так что у детей не возникнет вопроса «зачем мне это».

Геймифицируем физику вместе

Физика — бесконечное пространство для экспериментов. Андрей Белышев поделился двумя форматами геймификации, которые он часто использует на своих уроках.

Игра с башней

Для неё не нужно никаких цифровых ресурсов — только набор деревянных брусков. Заранее напишите на них физические формулы, законы и термины и поделите детей на группы. Задача каждой команды — достраивать башню выше и выше, передвигая бруски снизу и объясняя, что на них написано. Победит та группа детей, которая заработает больше всего баллов и не разрушит башню.
Игра «Отправь Колумба в Америку»

Это игра на смекалку, которую Андрей Белышев придумал для школьников сам. Главная задача — снарядить корабль всем необходимым, чтобы он доплыл до другого континента. Детям заранее даётся установка: каждый объект на корабле так или иначе связан с законами физики. Например, камни — это балласт, на примере которого можно объяснить, как работает закон Архимеда.
Как правило, никто из школьников не отвечает правильно сразу. После первой попытки дети работают в группах, чтобы понять, что нужно брать, а что нет и почему. Выигрывают те, кто первым найдёт правильное решение и объяснит его.
Андрей Белышев
Учитель физики, начальник отдела Академии Минпросвещения России
Если вы тоже хотите попробовать сделать обучающую игру для урока физики, то вам могут пригодиться интересные материалы. Вот примеры от платформы Homo Science, которые можно использовать:


Использование геймификации в образовании — не обязательное условие для создания увлекательных уроков. Но это хороший формат для тех учителей, которые не боятся экспериментов и готовы попробовать себя в новых ролях.
Полезный материал?
Читайте также: