Сферум для учителей
16.05.2024

Как научить детей принимать креативные решения: метод Уолта Диснея

Представьте: вам с учениками нужно принять важное решение — например, подготовить школьный проект для большого конкурса. Как мотивировать ребят предлагать идеи и разработать стратегию проекта? Попробуйте использовать метод Уолта Диснея. Он позволит посмотреть на задачу с трёх позиций: мечтателя, реалиста и критика. Читайте подробнее, как этот метод работает и помогает принимать учебные решения — в этой статье

Что такое метод Уолта Диснея

Это методика в форме ролевой игры, участники которой решают задачу с трёх точек зрения: творческой, реалистичной и критической. Своё название она получила в честь американского мультипликатора Уолта Диснея. Есть легенда, что по этому принципу на студии Дисней писали сценарии мультфильмов

Чтобы принять решение в этой креативной стратегии, участники ролевой игры примеряют на себя роли мечтателя, реалиста и критика. Обычно в нашем восприятии эти позиции смешаны. Если их осознанно разделить, можно получить пользу от возможностей каждой

Цель методики — разработать лучший способ решения задачи или воплощения проекта. Метод помогает:

  • выйти за привычные рамки и придумать нестандартное решение;
  • примирить внутренние противоречия, разобраться с сопротивлением, которое мешает работе;
  • проработать риски и найти способы их сократить;
  • составить детальный план действий

Педагог может использовать эту технику для работы над совместным проектом в классе или при разборе сложной темы. Также она подходит для индивидуальной работы — в этом случае ученик должен последовательно менять три роли и принимать решения на каждом этапе
Как сделать обучение интереснее с помощью цифры

Цифровые сервисы помогают разнообразить уроки, взглянуть на образовательные задачи с нового ракурса и мотивировать детей мыслить творчески. Рассказываем, какие сервисы можно использовать и в чём их преимущества

Как использовать метод Уолта Диснея на уроках

Объедините учеников в команды по 3–5 человек. Поставьте перед ними задачу — например, придумать проект, посвящённый Дню космонавтики. Каждая команда работает отдельно.

Дайте группам 10 минут на то, чтобы побыть на этаже мечтателей. Ребята должны предлагать любые нестандартные, интересные решения. Например, отправиться в экспедицию на Байконур, снять мини-фильм про запуск человека в космос, пообщаться с инопланетянами или взять интервью у космонавта, который сейчас работает на орбите. Правило одно — только мечтать, критиковать нельзя.

В ходе брейншторма ребята должны ответить на три вопроса:

  • чего мы хотим;
  • почему мы хотим это сделать;
  • что у нас в итоге получится

Когда 10 минут истекут, переведите учеников на этаж реалистов. Теперь школьники решают, как можно реализовать то, что придумали на этаже мечтателей. Например, что нужно сделать, чтобы съездить на Байконур? Купить билеты, взять с собой багаж, составить карту местности. Реалисты прорабатывают конкретные, реально возможные действия.

В ходе обсуждений ребята отвечают на вопросы:

  • что нужно, чтобы воплотить идею;
  • как узнать, что цель достигнута;
  • кто будет заниматься конкретными задачами;
  • когда и как мы будем работать

На этом этапе ученики отсекают фантастические и невоплотимые идеи — например, выйти на связь с инопланетянами.

Дальше отправьте детей на этаж критиков и даёте им ещё 10 минут на обсуждения. Критики исследуют, что может помешать осуществлению мечты. Чтобы съездить на Байконур, нужно отпроситься с уроков, выделить время — а это трудно и рискованно, ведь идёт подготовка к экзаменам. Значит, придётся пересмотреть идею. Критики отсеивают всё неоднозначное, оставляя только надёжное и прагматичное. Они отвечают на вопросы:

  • как заданные условия могут повлиять на идею;
  • почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей;
  • каковы риски;
  • если один из шагов воплощения идеи не осуществится, как это повлияет на саму идею
Метод Уолта Диснея задействует в обсуждении всех учащихся, позволяет каждому высказать своё мнение, побыть в разных ролях, при обсуждении нескольких вопросов. Этот метод поможет в полной мере реализовать деятельностный подход в обучении
Ирина Стёпкина
амбассадор цифрового образования, учитель информатики г. Барнаула Алтайского края
Полезный материал?