01.05.2023

Как подготовиться к ЕГЭ: 7 эффективных способов

До ЕГЭ остаётся несколько дней. Когда каждая минута на счету, важно использовать эффективные способы подготовки к экзаменам. Собрали полезные методы и техники, с помощью которых ученики повторят пройденный материал, заполнят пробелы в знаниях и сдадут экзамены на высокие баллы.

Как выучить новую информацию

Задавать открытые вопросы

При подготовке к ЕГЭ поощряйте учеников задавать уточняющие открытые вопросы, где нельзя ответить однозначно.

Например, вы изучаете Бородинское сражение. Школьнику нужно знать, что битва произошла 7 сентября 1812 года. Но для экзаменов также важно понимать, что значит это событие в разрезе истории — и даты будет недостаточно. В таком случае можно задать школьникам открытые вопросы, которые помогут глубже понять тему:
  • Почему произошло Бородинское сражение?
  • Как долго длилась битва?
  • Какой итог был у сражения?
Отвечая на вопросы, школьники научатся мыслить логически и структурно. А развёрнутые ответы, которые они давали на занятиях, помогут вовремя вспомнить всё событие или явление на экзамене.

Объяснить тему самому себе

Такая техника поможет в сложных экзаменационных заданиях, где ученику нужно написать развёрнутый ответ, найти взаимосвязи внутри факта и описать его.

Рассмотрим на примере эссе по обществознанию, которое основано на высказывании В. Белинского: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». Предложите ученику использовать памятку с вопросами, которые помогут пошагово решить задачу:

  • Какая информация мне нужна, чтобы понять проблему? О том, как человек социализируется.
  • Где я могу найти эту информацию? В учебниках, тренажёрах для подготовки к ЕГЭ, интернете.
  • Кто-нибудь уже решил эту проблему? Да, у разных авторов есть несколько теорий социализации.
  • У меня есть вся нужная информация? Да, но я могу дополнительно проконсультироваться с преподавателем.
  • Какой следующий шаг? Собрать всю информацию и распределить по пунктам.

Чередовать тематики

При повторении материала полезно чередовать темы по одному предмету. Например, на биологии можно сначала пройти генетику, а потом анатомию. Когда мы рассмотрим предмет с разных сторон, мозг сам начнёт связывать материал и проводить параллели.

Это поможет вспомнить больше информации во время экзамена.
Эффективно чередовать темы и в когнитивных задачах: например, математических. В теме уравнений для ЕГЭ можно начать с алгебраических заданий на логарифмы, а затем перейти к геометрическим — косинусу и синусу.

Как запомнить информацию

Повторять с интервалами

Предложите ученикам повторять конспекты к экзаменам по интервалам. Рассмотрим на примере: к экзамену по физике нужно вспомнить второй закон Ньютона. Повторите его пять раз:
  • через час после изучения;
  • спустя 8 часов;
  • через 24 часа;
  • спустя 3 суток;
  • в конце недели.

Такой ритм совпадает с точками на кривой забывания. Если использовать эту технику, информация останется в памяти надолго.

Методику интервальных повторений часто используют вместе с карточками. К ним легко возвращаться с нужной периодичностью. Например, на одной стороне карточек можно написать новые слова на английском языке, на обратной — их перевод. Просматривать их нужно по интервалам.

Использовать мнемотехники

Это приёмы, которые позволяют запоминать информацию через ассоциации и образы. С их помощью можно выучить правила и закономерности.

Мнемотехники уже доказали свою эффективность: учёные из Стэнфордского университета обнаружили, что они дают студентам возможность запоминать на 40% больше информации, чем зазубривание.

Чтобы мозг усвоил материал, нужно сделать его ярким и образным. Например, в русском языке есть правило: «В существительных со значением лица по роду деятельности после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс -чик-, после иных согласных — суффикс -щик-.

Мнемоника предлагает запомнить одну фразу, которая содержит в себе все буквы, после которых в суффиксе нужно писать «ч»: «Я тоже здесь». Достаточно зафиксировать связь правила с фразой, и отдельные буквы не нужно учить наизусть.

Применять метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Ещё его называют пространственной мнемоникой, дворцом памяти или чертогами разума. Он помогает запомнить большие объёмы информации перед экзаменами. Суть метода заключается в том, чтобы представить какое-нибудь помещение и соотнести информацию с предметами в нём.

Допустим, ученик изучает киевских князей IX—X вв.еков. В таком случае ему нужно представить свою комнату и расположение всего, что в ней находится. Полку на стене он вообразит князем Олегом, а вазы на ней — достижениями князя. Например, цветок на полке — подчинение Киеву племён, а три лепестка — их названия: древляне, северяне и радимичи.

На каждую главу в учебнике можно выделить по комнате во дворце памяти. Двигаться по нему можно в любом направлении. Так, когда школьник окажется в нужном помещении, он легко вспомнит необходимую информацию.

Создавать ментальные карты

Вместо привычных конспектов можно использовать майнд-мэпы, или ментальные карты. Их смысл заключается в том, чтобы изобразить процесс мышления с помощью схем. Для этого в центре листа или доски обозначьте центральную идею, от неё с помощью стрелок отделите ключевые мысли. Их, в свою очередь, разделите на подпункты. Продолжайте карту до тех пор, пока не упорядочите всю информацию по теме. Это займёт меньше времени, чем развёрнутый конспект, а информация запомнится быстрее.

Например, к ЕГЭ по биологии нужно выучить классификацию грибов. В центре запишем: «Царство грибов». Стрелками отделим квадраты с низшими и высшими грибами. От них ведём схему дальше: низших соединяем с дрожжами и плесенью, а высших — со шляпочными и бесшляпочными.

По результатам исследования Университета Джонса Хопкинса, оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%. Это связано с тем, что человек в этом случае мыслит образами и ассоциациями. Мозг считывает наглядную схему быстрее, чем длинный текст или таблицу. Ещё такой подход помогает структурировать информацию и видеть неочевидные взаимосвязи между её частями.

Ментальные карты можно создать на бумаге или в специальных программах — например, MindMeister, MindMup, Mind42. Они бесплатны и доступны для компьютера, планшета или телефона.
Читайте также