Сферум для учителей
06.09.2022

Как подготовить ученика к олимпиаде?

Активное участие школьников в олимпиадах повышает шансы попасть в вуз: иногда их результаты приоритетнее баллов ЕГЭ. А для учителя победители и призёры — подтверждение компетенций и опыта. В этом материале мы спросили, какие бывают олимпиады, как к ним подготовиться и справиться со сложностями учителей с большим опытом подготовки — амбассадоров Диану Минец и Марию Сонину.

❓ Какие есть олимпиады?

В структуре олимпиад и разнообразии форматов сложно разобраться без подготовки. Совместно с учителями мы сделали список, который поможет понять, как всё устроено.

Уровень

Определяет то, какие льготы получит ученик при поступлении. В одной олимпиаде для каждого предмета может быть разный уровень: например, для иностранного языка I, а для инженерных наук — II.

Олимпиады I уровня — минимум 3 000 школьников из 20 и более регионов:


Льгота: зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету).

Олимпиады II уровня — от 1,5 тысячи участников из 10 и более регионов:


Льгота: зачисление на профильные направления без вступительных экзаменов или 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету).
Олимпиады III уровня — 1,5 тысячи участников из 3 и более регионов:


Льгота: 100 баллов за ЕГЭ по профильному предмету. Необходимо подтвердить результат на ЕГЭ (не менее 75 баллов по профильному предмету).

Это лишь небольшая часть того, из чего можно выбрать. Полный список постоянно меняется, а найти его можно в «Перечне олимпиад школьников и их уровней на учебный год».
На будущий учебный год, 2022/2023, уже опубликован список из 82 олимпиад для школьников, призёры и победители которых могут рассчитывать на льготы при зачислении в вузы.
Диана Минец
Амбассадор цифрового образования, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020», «Цифровой учитель года — 2020»

Формат

Важный аспект при выборе. Например, некоторые олимпиады не обязательно посещать для участия лично. Форматы делятся следующим образом:

Количество этапов:

  • Одноэтапные.
  • Многоэтапные (от двух до четырёх).

Место проведения:

  • Очно.
  • Онлайн.

✅ Как помочь ученику выбрать правильную?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Даже опытные учителя согласны — полностью застраховать ребёнка от ошибки невозможно. Вот пара важных моментов, на которые они рекомендуют обратить внимание:

  • Выбор предмета.
Выбор олимпиад, конечно, должен определяться учебными интересами ребёнка. Кроме того, надо учитывать будущий выбор специальности для поступления.
Диана Минец
Амбассадор цифрового образования, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020», «Цифровой учитель года — 2020»

  • Постоянное участие.
Мне кажется, лучшая стратегия — писать как можно больше олимпиад по интересующему профилю. Настолько много, насколько хватит сил.
Мария Сонина
Амбассадор цифрового образования, учитель обществознания МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска», сертифицированный учитель Google

⭐ Как лучше всего готовить ученика?

Вот что амбассадоры цифрового образования рекомендуют другим педагогам.

Совет № 1: расширьте учебный план

Добавьте в повседневные занятия дополнительную теорию, а в самостоятельные и контрольные — задания из олимпиад прошлых лет: так дети заранее познакомятся с их спецификой.
Например, обязательное олимпиадное задание по русскому языку — перевод древнерусского текста. В школьной программе история языка не представлена. Я стараюсь обязательно включать такие элементы заданий в учебные курсы.
Диана Минец
Амбассадор цифрового образования, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020», «Цифровой учитель года — 2020»

Совет № 2: направьте самостоятельную работу

Занятий с учителями в школе и репетиторами может быть недостаточно. Мотивируйте ученика на самостоятельную работу: она повысит его шансы на призёрство или победу.
Если ЕГЭ — это стандартизированный экзамен и форматы заданий строго определены спецификацией, то олимпиады давно не ограничиваются школьной программой. Поэтому необходима самостоятельная работа с большим количеством источников.
Мария Сонина
Амбассадор цифрового образования, учитель обществознания МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска», сертифицированный учитель Google

Совет № 3: поддержите на всех этапах

Подготовка к олимпиаде — дополнительный стресс для ребёнка. Постоянно напоминайте ему, что готовы помочь с любыми затруднениями. А в случае неудачи объясните ученику, что не стоит прекращать участие, если не получилось занять призовое место сразу. Олимпиады проходят каждый год — полученный опыт, в том числе неудачный, можно использовать для победы в будущем.

Совет № 4: поделитесь источниками

Помогите ученикам в поиске информации. Например, познакомьте их с дополнительной литературой по предмету и конкретным темам и научите работать с электронными библиотеками. Знание академических источников и теории упростит решение многих заданий.
Без теории литературы сложно анализировать произведения, а в олимпиадах аналитические задания встречаются часто. Поэтому я знакомлю учеников с работами Юрия Лотмана, Виктора Шкловского и других учёных.
Диана Минец
Амбассадор цифрового образования, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020», «Цифровой учитель года — 2020»
В итоге успех больше зависит от ученика и прилагаемых им усилий, а основная задача учителя — выстроить все этапы подготовки. Если у вас есть такой опыт, поделитесь этим материалом с коллегами, чтобы помочь им эффективнее готовить своих учеников к олимпиадам.
Полезный материал?
Читайте также: