Сферум для учителей

Как учителям получать удовольствие от работы: 6 рекомендаций

21.06.2023
Работа приносит учителю удовольствие, когда помогает ему расти и чувствовать свою ценность, а также учит находить способы борьбы со стрессом. Благополучие в профессии влияет на качество жизни в целом. Как педагогу достичь его? Институт образования НИУ ВШЭ привёл 6 рекомендаций, которые основаны на научных исследованиях. Собрали главные выводы в статье.

1. Повышайте «эмоциональную» квалификацию

Педагоги могут получать не только новые знания в своей профессиональной сфере, но и учиться работать с эмоциями. Программы, которые помогают учителям развить осознанность, устранить стресс и повысить их социальную и эмоциональную компетентность, улучшают благополучие учителей, а также общий климат в классе.

Эксперты программы «Повышение осведомлённости и жизнестойкости в сфере образования» дают советы, как работать со своими негативными реакциями на ситуации в классе или с коллегами. Например, сосредоточиться на дыхании. Это простой способ замедлиться и переключиться со стрессовой ситуации, расслабить тело. Достаточно последить за дыханием 30 секунд, чтобы выйти из напряжения.

В течение дня можно также попробовать «самопроверку» — остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду. Так вы сможете ощущать себя в настоящем моменте.

2. Установите рабочие границы

Исследования показывают: работа во внеурочное время, отсутствие отдыха и размытие личных границ снижают благополучие педагогов. Британская благотворительная организация Education Support даёт советы, как спланировать время на рабочие задачи, чтобы они не выходили за пределы рабочего дня:
  • ставьте небольшие цели;
  • в течение недели или двух записывайте свои дела в дневник или планер. Это поможет увидеть закономерности в расписании и понять, что можно изменить;
  • определите время работы и периоды, когда вы не будете отвечать на рабочие сообщения или звонки;
  • сделайте полноценный перерыв на обед и не совмещайте его с решением рабочих задач;
  • установите время для последней проверки электронной почты и мессенджеров.

Важно помнить о своих интересах и хобби. Это может быть спорт или творчество. Ими важно заниматься регулярно в свободное от работы время.
3. Укрепляйте отношения с коллегами
Педагогам важны поддержка, дружелюбие, школьная культура, организационная справедливость и автономия. Психологи выяснили, что эмоциональное выгорание «заразно». Учителя, которые общаются с уставшими коллегами, сами подвергаются риску «перегореть».
При этом поддержка, в том числе со стороны руководства, может помочь учителям справляться с трудностями на работе и почувствовать себя счастливее.

Для учителей важны три группы поддержки:
  • директора школ могут создавать позитивную и благоприятную рабочую среду;
  • коллеги могут поддерживать друг друга, работать сообща, снижать общий стресс;
  • ученики, которые делают успехи, любят предмет и проявляют уважение к педагогу, могут стать его «эмоциональным вознаграждением» и придавать смысл профессии.
4. Постройте доверительные отношения с учениками
Учёные утверждают: позитивные отношения со школьниками повышают благополучие учителя. Поведение учеников важно для эмоциональной стабильности и личностной самореализации педагогов.
Учитель чувствует себя комфортно, если может координировать учащихся. Если со школьниками возникают трудности, важно вспомнить про техники эмоциональной регуляции: например, следить за своим дыханием 30 секунд. Это помогает управлять негативными реакциями на сложности с поведением учащихся.

Учителя могут подкрепить отношения с учащимися такими способами:
  • проявлять интерес к жизни и предпочтениям учеников;
  • использовать позитивное общение: хвалить и поддерживать школьников;
  • подключать игры и коллективные задания.
5. Применяйте творческий подход к урокам
Исследуйте разные методики и формы обучения. Это поможет не только сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам энтузиазм и удовольствие от работы.

Также для креативности важна обратная связь. Поэтому педагогам стоит поискать в профессиональных сообществах людей со схожими интересами, которые могут поддержать новаторский взгляд.

Учитель может повысить свою креативность, если будет развивать творческое мышление учеников. Например, можно задавать учащимся открытые вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы.
6. Внедряйте технологии
Цифровые инструменты помогают учителям снизить стресс, который вызывает подготовка к урокам и оценивание работ студентов, а также рабочие коммуникации:
  • для организации рабочего времени можно использовать Notion или Evernote;
  • для выстраивания личных границ — учебный профиль Сферума в VK Мессенджере;
  • для обмена профессиональной экспертностью — Форум классных руководителей или Амбассадоры цифрового образования.

Кроме того, технологии помогают сделать уроки более интерактивными и интересными и для учеников, и для самих педагогов.
Заключение
Субъективное благополучие учителей играет важную роль в работе и жизни. Исследователи находят новые способы, которые могут помочь педагогам повысить уровень благополучия. Теперь мы знаем, как важно для педагога совершенствовать свои эмоциональные навыки и креативность, поддерживать отношения с коллегами и учениками и соблюдать равновесие между работой и личной жизнью. Новые технологии и цифровые сервисы помогают делать всё это более эффективно.