Медиа увлекают не только взрослых, но и детей. Школьники уже не представляют свою жизнь без гаджетов — и вместо бумажных словарей ищут информацию в интернете. Чем популярнее становится онлайн-среда, тем больше в ней опасностей и рисков. Можно столкнуться с мошенниками, передать личные данные не тем, кому нужно, наткнуться на фейки и недостоверные источники.
В этой статье мы расскажем, почему важно быть грамотным в интернете — и как с помощью этого навыка искать авторитетные источники, которые помогут ученикам написать интересный доклад или подготовиться к конференции.
Разобраться в этом помогла Анна Толоконникова, кандидат филологических наук, доцент, куратор работы со школами факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.
Что такое медиаграмотность
Из-за популярности цифрового пространства стоит обратить внимание на развитие медиаграмотности у школьников. Это уровень владения навыками безопасного поведения в цифровой среде. Медиаграмотность включает:
умение ориентироваться в современном медиапространстве и системе СМИ, находить авторитетные источники;
способность оценивать содержание сообщения, анализировать, отсекать фейки и находить первоисточник;
умение использовать полученную информацию осознанно;
знание принципов медиакоммуникации в современном обществе и тех технологий, которые можно для этого использовать;
возможность самореализации с помощью медиа.
Школьникам особенно важно учиться критически работать с информацией: проверять её, находить первоисточники, определять фейки.
Как сделать обучение интереснее с помощью цифры
Предлагаем сервисы, которые пригодятся на уроках и для внешкольных активностей
При работе над материалами журналисты руководствуются шестью принципами. На эти же принципы можно опираться ученикам, когда они будут писать доклад или выполнять проектную работу. Вот они.
Достоверность — соответствие действительности (то, что подлежит фактчекингу — можно проверить).
Точность — соответствие тому, что произошло.
Полнота — наличие всех существенных и необходимых для раскрытия темы деталей и других элементов содержания.
Уместность — оправданность включения фактов в текст.
Актуальность — отражение текущих представлений о предмете, явлении, событии.
Если нарушить хотя бы один из принципов, то могут возникнуть ошибки.
Напишете недостоверную информацию — исказится представление об объективной действительности.
Допустите неточность — исказится сам факт. Самые частые ошибки — в событиях, номинациях, характеристиках, геолокациях, датах: например, новый и старый стиль.
Приведёте не все факты — не будет полной картины того, о чём рассказываете.
Приведёте факты, которые не имеют отношения к теме материала — можете запутать читателя или слушателя.
Добавите факты, которые противоречат друг другу — вызовете сомнение и недоверие к вашей работе.
Будете использовать неактуальные факты — дезориентируете аудиторию вашего материала. Частые ошибки — это отсылки к устаревшим документам, законам, научным сведениям, использование неактуальных номинаций, ошибки в геолокации.
Как проверять информацию: чек-лист
У любой новости должен быть источник, и авторитетные медиа всегда дают на него ссылку.
Если в новости ссылаются на высказывание эксперта, в тексте должны быть указаны его имя и фамилия.
Если в тексте ссылаются на документ, должно быть указано его название — чтобы вы могли его найти, посмотреть и прочитать.
Не стоит доверять неизвестным интернет-пользователям, а к комментариям очевидцев лучше относиться с большой осторожностью.
Лучше ссылаться на новости, потому что они не содержат оценку или суждений автора. А также данных, которые не подкреплены источником или мнением экспертов.
Если ссылаетесь на эксперта, оцените, действительно ли он — специалист в нужной области.
Следите за тем, чтобы имена и фамилии людей, их должности и любые названия по всему тексту были написаны правильно и одинаково.
Скачайте чек-лист в PDF, распечатайте, используйте сами и раздайте ученикам. Пусть подготовка учебных работ будет качественной и без фейков!